object1311732607

ten20x1000

Человечество является единым во Вселенной

hggty

Владимир Мокий, директор Института трансдисциплинарных технологий (Россия), ответил на вопросы главного редактора.

- Владимир Стефанович, в начале нашей беседы хотел бы спросить Вас о поездке в Мексику, о главной цели этой командировки.

- В ноябре 2011 г. наш институт получил приглашение Национального технологического института Мексики принять участие в конференции, посвященной 75-летию этого учреждения. Отличительная особенность этого вуза в том, что его руководство, преподаватели и студенты весьма заинтересованы в применении интердисциплинарного подхода. Они убеждены, что современный специалист, кроме своих узких задач, должен видеть проблемы производства в целом. Для того чтобы видеть проблему в целом, необходим способ расширения мировоззрения. В современной науке этот способ называется трансдисциплинарностью.
В институте практикуют приглашение специалистов различных мировых школ трансдисциплинарности, с тем чтобы те рассказывали преподавателям и студентам о последних достижениях в этой области науки. Тем самым поддерживается высокий профессиональный уровень преподавательского состава и студентов.

- Вы представляли там Российскую школу трансдисциплинарности и Институт трансдисциплинарных технологий, который возглавляете. Расскажите, пожалуйста, когда и в связи с чем зародилась эта молодая наука.

- Когда мы говорим о возрасте, не стоит забывать, что современной науке самой только две-три сотни лет! Именно ввиду своей молодости научный мир поделен сегодня на отдельные дисциплины. Однако знания, накопленные в этих дисциплинах, очень скоро вызвали потребность в их объединении. Откликом на эту потребность можно считать системный подход, основную идею которого выдвинул Людвиг фон Берталанфи в 1937 г. Понадобилась всего четверть века, чтобы в недрах системного подхода появился междисциплинарный подход.

В 60-е годы XX столетия было модно говорить, что все открытия будут сделаны на "стыках" наук. Так и случилось. Электроника, достижения в медицине, космосе – все это стыки научных дисциплин.

Обратите внимание, стыки научных дисциплин реализованы именно в технологиях. Но чтобы эти технологии не нанесли вред природе и обществу, нужно было осуществить такой же революционный прорыв в познании окружающего мира. В 70-е годы XX века французский психолог Жан Пиаже высказал предположение, что в скором времени в науке должен появиться трансдисциплинарный подход, призванный обеспечить объединение знаний в обновленной картине мира. Так и произошло! То, о чем только смел предположить французский психолог, сформировалось уже в начале 80-х годов. Как-то разом во всех ведущих научных институтах мира стал формироваться новый научный подход - трансдисциплинарность, которая и стала тем самым, ожидаемым способом расширения научного мировоззрения.

- Как данная наука воспринимает, исследует окружающий мир, какова ее методология?

- Естественно, что различные научные школы мира по-разному восприняли смысл нового подхода. Поэтому изначально возникло несколько мировых школ трансдисциплинарности. Однако общая особенность трансдисциплинарности состоит в том, что она допускает использование метафор по поводу окружающего мира. Метафора - это образное выражение. И когда мы говорим: окружающий мир – это океан энергии, планета – это наша Мать, то это есть трансдисциплинарность по сути. Следовательно, ученые не предложили ничего принципиально нового. Они лишь придумали, как выразить эти метафоры научным языком. Потому у разных видов трансдисциплинарности соответственно разный уровень представления об окружающем мире. Если у трансдисциплинарности под номером «ноль» представление о мире как об «океане энергии», то у трансдисциплинарности под номером «четыре», относящейся к российской школе, представление о мире как о единой упорядоченной среде. Человек в трансдисциплинарной картине мира – естественный фрагмент данной среды.

- О единстве мира в наше время говорится много. Это тема и науки, и религии. Что нового привносит трансдисциплинарность в понятие единого мира?

- Наша наука делает это понятие практически полезным. Иными словами, если мы говорим о том, что мир – единый, то в переводе на простой язык это означает, что он единственный, что все миры, которые могут в принципе существовать, будут фрагментами этого мира. Это очень важное обстоятельство, потому что в этом случае у любых миров - один и тот же внутренний порядок.

- Вы утверждаете, что трансдисциплинарность как наука по-своему раскрывает природу человека, называя его фрагментом единого, единственного мира? Религиозные учения говорят то же самое другими словами: человек – творение Божье, носитель божественной души как частицы Единого Бога Вселенной.

- Совершенно верно. И задача трансдисциплинарности состояла в том, чтобы тот единственный порядок, который принадлежит всей Вселенной и каждому ее объекту, представить в виде моделей, получивших в этой науке название модель " единицы порядка", что соответствует содержанию: если есть единый порядок, значит, должны быть и единицы этого порядка. И как только мы разработали эти модели, мы фактически получили универсальную методологию исследования человека, общества и Вселенной.

- Поясните, пожалуйста, что Вы называете универсальным порядком?

- Под термином порядок понимается согласованное проявление законов природы. Они проявляются в разных науках как законы социальные, общественные, физические, нравственные. Но если поднять это до уровня всей Вселенной, то тогда следует говорить об общем, универсальном порядке, который принадлежит ее пространству, об информации, которая принадлежит всей Вселенной, и о времени, в котором эта Вселенная живет. Если не будет этого порядка в пространстве, во времени и в информационной составляющей, тогда Вселенная не сможет быть единой. Согласны?

- Кстати, что такое информация с точки зрения трансдисциплинарности?

- Сейчас в мире существует более 50-ти определений этого понятия. В трансдисциплинарности под информацией понимается форма проявления объектов, явлений и процессов. Когда мы о чем-то хотим сказать, мы всегда говорим о какой-то форме. Если мы говорим о мысли, мы все равно облекаем ее в какую-то форму. Если хотим сказать об объекте, мы всегда представляем этот объект, говорим о его форме. Это очень близко философскому обобщению «форма и содержание». Можно сказать, информация – это содержание, заключенное в форме.

- Итак, мы говорили о моделях, о единице порядка...

- Да... И мы должны помнить о главном: основа существования человека, основа человеческого общества – это мировоззрение. А мировоззрение – это точка зрения человека на мир и место человека в этом мире, определяющая его действия, поступки и т. п. Стало быть, если Вселенная будет в нашем представлении единым миром и человек – фрагментом этого мира, тогда знание того, как устроен универсальный порядок Вселенной, позволит сформировать то желанное мировоззрение, к которому стремится человечество на всех этапах своего развития; позволит узнать, что такое истина и как в соответствии с ней устроить свою жизнь, облагородить устройство общества. И вот тут трансдисциплинарность благодаря своим моделям позволяет приблизить человечество к пониманию должного, приблизить это стремление к его практическому воплощению.

- В каких практических направлениях сегодня реализована трансдисциплинарность?

- Я бы расширил этот вопрос и сказал об уровнях и направлениях реализации... Сегодня многие люди задаются вопросом, почему современное человечество не имеет общечеловеческого мировоззрения? И если вести речь об уровнях применения трансдисциплинарности, то ее первоочередная задача – проработать вопрос о мировоззрении человека будущего, о принципах общечеловеческого мировоззрения.

И в отличие от других современных научных тенденций и направлений, начинающих свою жизнь с того, что они сразу идут вперед и пытаются решать задачи будущего, Российская школа трансдисциплинарности начала с того, что двинулась назад, к истокам, изучив то, что было сказано в истории человечества о мировоззрении человека, о Вселенной, о единстве Вселенной. Прежде всего мы обратились к античной эпохе, к утверждениям древнегреческих философов о первоначале Вселенной.

И лишь после двадцатилетней упорной работы, когда нам удалось соединить методологическими мостиками все те позитивные, прогрессивные, очень важные для понимания окружающего мира высказывания, объединить их в одну концепцию, когда мы в рамках трансдисциплинарных единиц порядка уложили эти представления и все исторически значимые события развития самой планеты, человека и человеческого общества, только тогда мы пошли вперед. Вот что отличает Российскую школу трансдисциплинарности. И эти общие исследования позволили выйти, так сказать, на частные уровни.

Когда мы говорим о мировоззрении человека, мы неизбежно приходим к вопросу о том, как сохранить, как развить человеческую личность. А с другой стороны, нужно ответить на вопрос, какая конструкция должна быть у современного государства, чтобы обеспечить паритет, взаимопонимание личности, личностей и государства, не допустить противостояния личности и государственности. Эти вопросы имеют настолько тонкую основу, что в первую очередь должны быть предметом научного обоснования, и лишь затем предметом государственно-общественного обсуждения.

Таким образом, первый уровень – это мировоззрение, а второй – это уровень практических задач. И здесь речь может идти о направлениях. Из того, что за 20 лет больше всего удалось, - это развитие трансдисциплинарной методологии по пяти направлениям: экология, экономика, медицина, образование, национальная безопасность. И в этих пяти направлениях удалось предложить и разработать технологии, которые в рамках одной логики, одного порядка позволяют решать сложные многофакторные проблемы.

Если говорить, в частности, об образовании... Во всем мире имеют место две проблемы: снижение заинтересованности учащихся в получении знаний и катастрофическое ухудшение их здоровья в период обучения. Так, например, за 10-11 лет, проведенных в школе, до 60 процентов учеников приобретают хронические заболевания.

С позиции трансдисциплинарности, если человек – фрагмент среды, то его образование тоже нужно строить с учетом процессов, протекающих в естественной среде. Что это значит? Например, дыхание человека состоит из циклов: за вдохом следует выдох... Исходя из этого примера, можно сказать, что процесс обучения современного человека - это "постоянный вдох". Ребенка ежедневно принуждают к получению новых знаний, каждый день опрашивают, каждый день требуют активной реакции на эти знания. А если он фрагмент среды, значит, в работе его психики существуют периоды естественной предрасположенности к приему информации. Но они должны чередоваться с периодами, когда ребёнок обязан сформировать собственное отношение к этой информации. Если процесс образования не будет построен с учетом чередования этих естественных периодов, то у ребёнка будет непременно развиваться стресс, с которого, как известно, начинается большинство видов заболеваний.

Решение этих проблем предполагается на двух уровнях. Это прежде всего организация учебного процесса, получившая название трансдисциплинарная конструкция гармоничного образования. Книга о ней есть в свободном доступе в сети Интернет, в том числе на сайте нашего института. С другой стороны, мы на базе своих технологий создали специальную программу «школьный антистресс», когда через анкетирование ребенка выявляются его индивидуальные особенности, а дальше специально патентованная компьютерная программа позволяет составить его персональный календарь, который фиксирует 8 различных видов таких периодов. Эти периоды позволят учителю знать, когда у ребенка устойчивый период психики и физиологии, когда - неустойчивый, когда - период подходящий для того, чтобы давать знания, а когда ребенка нужно оставить в покое и дать ему возможность уложить знания в себе, когда нужно сделать обязательную профилактику здоровья. Проще говоря, получая календарь ребенка, преподаватель получает доступ к его индивидуальным особенностям, к тому сокровенному, к чему стремится любой учитель во все времена.

Проведенный двухлетний эксперимент, в том числе в московских школах, позволил сделать немыслимое с точки зрения педагогики. Был взят коррекционный класс, где дети заведомо были оценены как неспособные к получению образования. Преподавание того же материала, но с учетом индивидуальных особенностей за два года привело к тому, что часть детей была переведена в нормальные группы, а другая часть – в группы с повышенной нагрузкой. Оказалось, что коррекционные классы в школах можно ликвидировать за пару лет при условии введения этой доступной, отработанной методики «школьный антистресс». Иными словами, появилась реальная возможность устранить эти фундаментальные проблемы современного образования.

Что касается решения проблем экологии... Вам будет интересно узнать, что любая территория поделена на фрагменты, имеющие свои незримые границы, которые можно вычислить посредством моделей пространственной "единицы порядка". Оказалось, что каждый фрагмент выполняет определенную функцию, которую не могут выполнить другие фрагменты. Самое главное в этом случае то, что строго определенные фрагменты территории и происходящие в них процессы являются эталоном для остальных фрагментов. Каждая территория имеет такой фрагмент. Информационные потоки поставлены таким образом, что остальные фрагменты территории обязательно сравнивают свое состояние с состоянием этого фрагмента. Поэтому если природопреобразующая деятельность человека будет построена так, что люди изменят состояние этого фрагмента, скажем, вырубят там деревья, разрушат его экосистему, то за этим последует разрушение экосистемы на всей территории биогеоценоза, причем по "непонятным для науки" причинам (обычно дается такая формулировка).

Наша задача состояла в том, чтобы научиться выявлять эти фрагменты территории на карте региона и сообщать о них экологам, экономистам, управленцам. Такая информация важна именно в наше время. Например, сегодня для республик Северного Кавказа актуализируется проблема туризма. Сюда будут направляться большие финансовые ресурсы и будет требоваться соответствующая отдача от этих вложений... В такой ситуации мало кто будет всерьёз задумываться о сохранении хрупкой горной экологии. И вот тут эта информация может сыграть существенную роль – примирить экономические интересы общества со стремлением природы сохранить себя.

В медицине мы предлагаем технологии, которые являются продолжением тех, что применяются в решении проблем образования. Жизнь человека – это постоянный круговорот химических элементов. Человек сам представляет собой "биогеоценоз", а его тело - хрупкую "экосистему". Химические элементы внутри человека имеют очень тонкую связь с его мировоззрением. И вот оказывается, что если человек имеет истинное мировоззрение (согласно трансдисциплинарности, истинно – значит, так, как должно быть, с точки зрения общих законов), то оно проявляет себя как генеральная система защиты организма.

Обладающий истинным мировоззрением человек влияет на состояние химических веществ, которые преобразуются в его организме с пищей, водой и воздухом. В этом сакральная суть человека - он не позволяет среде ухудшаться! И тогда он выполняет свое предназначение. И его здоровье будет соответствовать норме. Если человек этого не знает, не обладает мировоззрением, которого требуют от него религия и гуманистические идеалы, то тогда происходят изменения химического состава его организма, то, что на языке медицины называется формированием заболевания. Следовательно, причина заболевания не в изменении окружающей среды, а в том, что человек не хочет менять свое мировоззрение, в соответствии с которым у него начались изменения физиологических и психических процессов.

Мы создали свою технологию, составили десятки тысяч индивидуальных календарей, позволяющих человеку самому принимать меры в соответствии с особенностями своего организма. Человек, таким образом, возлагает ответственность на себя, а не на врачей, уровень профессиональной подготовки которых может быть разный.

Теперь совсем коротко об экономике... Порядок, обусловливающий единство Вселенной, проявляется не только в природе, но и в обществе, в экономических отношениях. Примером могут служить так называемые циклы Кондратьева в экономике. Современная экономика требует только увеличения своих показателей, прибыли. Но у экономики как у естественного процесса тоже должны быть свои "вдохи и выдохи". После периода накоплений ей нужно дать возможность реструктурироваться, привлечь новые технологии, идеи и т. п. Непонимание этих вещей ведет к экономическим кризисам. В условиях глобализации эти кризисы стали мировыми. Это значит, что не одно отдельно взятое общество или государство неправильно мыслит. Это значит, вся мировая экономическая система не соответствует требованиям того универсального порядка, на принципах которого покоится единство Вселенной. Поэтому, когда мы совместили с моделью информационной единицы порядка сведения о мировых кризисах, начиная с 1792 г., оказалось, что более 90 процентов кризисов попали в идентичные периоды этой модели. А значит, кризисы не только можно, но и нужно прогнозировать. Ещё в 2000 г. мы смогли дать свой прогноз по будущим кризисам. И один из них – кризис 2008-2010 гг. Следующий мировой кризис мы предвидим в 2016-2019 гг. Его отличие будет в том, что в связи с социально-политической обстановкой в мире он спровоцирует переход к новому мировому социально-экономическому порядку. А вот основой этого нового порядка станут элементы нового мировоззрения, которые озвучиваются сейчас в разных социальных группах, пропагандируются отдельными гуманистами, либералами, а также и нами.

- В чем суть высказываемых идей?

- Мы об этом уже говорили – суть в том, что необходимо решить проблему взаимодействия личности, личностей и государства.

- Взаимодействие личности и государства, взаимодействие личностей, взаимодействие личностей и государства...

- Совершенно верно, по этим направлениям... Благодаря трансдисциплинарным технологиям появилась возможность перевести эти обсуждения в практическое, я бы сказал, методологическое русло: организовать эту работу в рамках модели соответствующей единицы порядка.

- Какие перспективные технологии предлагает трансдисциплинарность? Какие проблемы будут ими решаться?

- Такие проблемы, которые на сегодняшний день считаются неразрешимыми. Необходимо сказать, что новым социально-экономическим порядком будут востребованы такие технологии, которые обеспечат его нужды. Например, утилизация экологически опасных отходов. Мы полагаем, что задача состоит не в том, чтобы их утилизировать, а в том, чтобы нейтрализовать, и создать на этой базе новые полезные вещества и вернуть их в производство.

Есть и другие задачи, прежде всего связанные с электронной техникой будущего. Современная компьютерная техника быстро приближается к пределу своих возможностей. И нужно использовать новые способы обработки информации. Речь идет о создании компьютера принципиально нового типа. Предполагается, что роль рабочего ядра компьютера будут играть сами объекты, скажем, человек. Будет достаточно подключиться к нему через точки ввода-вывода информации. А решая экологическую проблему территории, можно будет подключиться к самой природной среде и о лучшем решении спросить у нее. Проще говоря, то, что сейчас кажется фантастикой, завтра будет обычным явлением...

- Трансдисциплинарность научно доказывает существование души. Как она это делает?

- В этом случае очень полезно использовать метафору. Возьмем для примера бутылку шампанского. В этой спокойной жидкости на самом деле зреет огромное количество газа. Если мы откроем бутылку, то есть изменим условия в ней, то получим «мини-Большой Взрыв». Основу этого взрыва составит огромное число пузырьков газа. Пока мы не изменили условия, не видно и самих пузырьков, но это не значит, что их там нет... Нечто подобное происходит во Вселенной. Но она единственная, и открыть её как бутылку шампанского не удастся. Поэтому Большой Взрыв сопровождается огромным количеством пузырьков-пространств различных размеров. Эти пузырьки и есть образы той души, о которой мы говорим. Пузырьки в бутылке должны проходить через всё вино, чтобы его среда была единой. Пространства определенного размера и качества (то есть души) должны проходить, пронизывать всю Вселенную, переходя от одной планеты к другой планете, перенося накопленную потенцию со своей планеты, давая возможность развиться человеку другой планеты. И поэтому мы можем сказать, что человечество едино не на планете - человечество едино во Вселенной.

Мы можем спросить: а когда возникнет воочию это единение, этот диалог человечества Вселенной? Когда он наступит? И мы можем ответить: когда у человека закончится период формирования особенностей высшей нервной деятельности. По нашим расчетам, это произойдет не ранее чем через 600 лет. И тогда основу человечества будет представлять вид Homo idealibus (Человек идеальный). Вот тогда мы получим возможность инопланетного общения. До того времени у нас будет продолжать совершенствоваться мозг. В нем сформируются механизмы, которые позволят понимать и не удивляться при вступлении в сотворчество с тем вселенским человечеством. И тогда мы, вероятно, испытаем то "возвращение в рай", о котором говорят различные религии.

- Какие цели достигались в последние 10 тысяч лет с точки зрения законов космической эволюции человека?

- За последние 10 тысяч лет человек почти полностью завершил этап
формирования особенностей высшей нервной деятельности. Задачи этого этапа состоят в том, чтобы человек осознал, кто он есть; осознал те законы, по которым развивается человечество; понял, что эти законы соответствуют законам Вселенной. Чтобы, используя эти законы и сознательно моделируя будущее развитие человечества, он научился сохранять себя как вид, а также обеспечил сохранение численности землян, необходимой для выполнения задач, которые незримо ставит перед человечеством Вселенная.

И в данной связи я уверен, что с 2016 г. жизнью на земле, отношениями между людьми, внутри государств, между государствами все больше будет управлять именно стремление сознательно организовать процесс развития в соответствии с тем, каким он должен быть.

Я думаю, пришло то время, когда планированием и осуществлением культурного и социально-экономического развития должны заниматься не только руководители государств, партии или религиозные конфессии. Эту ответственность следует возложить на всех членов общества, чтобы это делалось, что называется, всем миром, и ответственность разделялась на всех. Для общества наступило время ставить и рассматривать эти проблемы, но рассматривать не с точки зрения каждого человека, а с позиций должного. Сегодня необходимо конструктивно обсуждать не сами законы развития, а то, как их реализовать в конкретной местности, в конкретной семье, в конкретном городе, стране и обществе в целом. И мне хочется пригласить к плодотворному сотрудничеству с нашим институтом (www.anoitt.ru) всех наших единомышленников, бизнесменов, заинтересованные государственные структуры и частные организации для решения этих сложных многофакторных проблем природы и общества...

- Спасибо за интересное интервью.

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37