object1311732607

ten20x1000

Руника Алтая

0548677e6432786dd8df61eb3aaec139 L

Весь мир знает о рунах, которыми пользовались древнегерманские племена. Эта система письма распространилась в Европе, начиная с I-II вв., и просуществовала в Скандинавии вплоть до XV в. Сам термин «руна» имеет связь с древнегерманским корнем run, см. также готтское слово runa 'тайна'. Изначально run имело значения 'скрытое, секретное знание; тайна; шепот'. Смысл этого слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в его начальный период, в первую очередь на его эзотеризм, доступность лишь посвященным.

В связи с внешним сходством рунами называют также ряд других письменностей, с древнегерманскими рунами, по-видимому, никак не связанных. Это в первую очередь касается древнетюркского письма, которое использовалось в качестве официального с VII по XII вв. в таких средневековых государствах, как Восточнотюркский каганат, Уйгурский каганат, государство енисейских кыргызов.

Древнетюркские рунические письмена были открыты в 1721 г. немецким ученым Д. Г. Мессершмидтом, посланным Петром I для изучения Сибири. В Хакасии тот нашел стелу с неизвестным ему письмом, внешне похожим на германские руны. Вплоть до 1891 г. не было известно о том, какой народ оставил эти письмена. И только благодаря усилиям датского ученого В. Томсена и российского ученого В.В. Радлова удалось расшифровать тюркский рунический алфавит и прочесть письменные памятники, найденные в Монголии в долине реки Орхон, написанные этим алфавитом. В. Томсен первым дешифровал ряд знаков древнетюркского рунического алфавита и послал результаты своего труда В. В. Радлову. А первым словом, которое прочел В. Томсен, было слово Täŋri 'Бог' (Небо) (!). После этого В. Томсен дешифровал еще несколько слов и, далее, целые предложения, а В. В. Радлов смог первым прочесть целый текст – надпись, посвященную Кюль-тегину. И так мир узнал, что древние тюрки имели свою разработанную письменность. В дальнейшем надписи находили на скалах, погребальных стелах и изваяниях, монетах, утвари и оружии.

Орхонский тюркский рунический алфавит состоял из 37 знаков. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, их более 50-ти. Писались они снизу вверх или справа налево, и каждый знак чертился отдельно, как правило, не соединяясь с другим. Это было в целом звуковое письмо, но не все гласные прописывались. Начальные гласные а и ӓ никогда не писались, хотя другие начальные гласные, как и последние гласные слова, обычно писались. Гласные в середине слова часто опускались.

Памятники тюркского рунического письма VII-XII вв. к настоящему времени представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей на скалах и камнях, а также на предметах обихода были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане, Киргизии, Приаралье и Восточной Европе. Наиболее изученными являются всемирно известные орхонские памятники в Монголии, написанные в честь великих древнетюркских правителей и полководцев Восточнотюркского каганата Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоньюкука, и енисейские рунические памятники, находящиеся в Туве и Хакасии. Далее на западе, по всей степной территории Евразии вплоть до Венгрии, были также найдены сотни надписей, сделанных подобной письменностью и до сих пор еще не расшифрованных. Значительный интерес среди них вызывают так называемые хазаро-булгарские рунические памятники, выполненные на стенах городищ и монетах Хазарского каганата. Такие надписи открыты в верховьях Кубани (Горный Карачай) на стенах Хумаринского городища и на Дону на стенах Маяцкого городища. Эти надписи объединяются в единую (западную, или доно-кубанскую) систему рунического письма.

К числу наименее известных и наиболее сложных для расшифровки относятся и рунические памятники Горного Алтая. Рунические строки здесь, как правило, нанесены на скалы мелкими знаками, выведенными тонкими бороздками, сами надписи часто располагаются в труднодоступных местах. Многие из них, видимо, не предназначались для широкого круга читателей и носили глубоко личный характер. Незаметность древних текстов алтайских гор стала одной из причин их массовой гибели. Прочими факторами, угрожающими этим памятникам, являются природные катаклизмы, хозяйственная деятельность человека, массовое развитие туризма, недостаточные охранные меры.

Перед учеными стоит важная задача сохранения бесценного культурно-исторического наследия тюркских народов, фиксация, мониторинг и расшифровка памятников рунического письма Горного Алтая. Ведь многие надписи уже испорчены современниками или безвозвратно потеряны из-за взрывных работ при строительстве дорог, из-за обвалов скал и камней при землетрясениях. Руника распространена в основном в центральных аймаках Алтая. Особенно большое количество письменных памятников сосредоточено в Онгудайском районе - перекрестке всех древних дорог. Как известно, Алтай - географический центр евразийского материка, равноудаленный от четырех океанов, а Онгудайский район – это сердце Алтая. В долине реки Урсул находятся также многочисленные петроглифы, археологические следы афанасьевской (ІV-III тыс. до н.э.) и андроновской (II тыс. до н.э.) культур, памятники скифо-сарматской, гуннской и древнетюркской эпох. Культурные слои здесь не вымывались волнами переселяющихся народов, как это происходило на равнине, а "складировались" в горных долинах и ущельях, мудрость же столетий запечатлевалась в преданиях и обрядах алтайского народа.

Надписи Горного Алтая нанесены на скалы и стелы, а также на предметы быта. Их содержание также весьма многообразно и касается всех сфер жизни и деятельности древних народов - философские, молитвенные, поминальные надписи соседствуют с бытовыми.
Молитвенные надписи свидетельствуют о том, что Алтай был местом паломничества представителей разных религиозных учений. Здесь тысячелетиями мирно сосуществовали и конкурировали друг с другом различные религии: тенгрианство, буддизм, христианство, манихейство и др. И эта ситуация за многие века почти не претерпела изменений. В знак совершения обряда тюркоязычные предки алтайцев на скальных плоскостях оставили такие имена, как Эль-Йеген, Кенч, Юрунг; несколько раз они сопровождаются словом bitidim 'я написал', что говорит о важности написанных и тщательно вырезанных специальными инструментами слов. Подтверждением того, что здесь молились представители разных религий, являются отдельные надписи: aržim 'О, мой святой!' (Калбак-Таш VIII), eri 'очистись' (Калбак-Таш XI). В IX-X вв. манихейская религия проникла в Южную Сибирь, и следы этого влияния, возможно, отразились на содержании надписей Калбак-Таша.

На Горном Алтае известны три серебряных пиршественных сосуда и два поясных украшения, имеющих вырезанные рунические надписи. Предметы происходят из раннесредневековых погребений тюрок-тугю. Пиршественные чаши из серебра были такой же неотъемлемой частью знатных мужчин, как и воинский пояс, унизанный металлическими или серебряными бляхами, на котором подвешивались кинжал и сабля. Участие в мужских пирах определялось самим статусом мужчины-воина и восходило к эпохе общинных установлений. Содержание надписей на серебряных сосудах является письменным свидетельством того, что существовала дань в виде серебряных кубков, что люди вручали их в качестве подарков, что эти кубки проходили огромные расстояния, меняя своих владельцев. На дне одного из серебряных кувшинов, найденных в Туектинском могильнике, было написано: t(e)r(i)lmä küm(ü)š (a)g(ï)r 'Серебро, которое собирается ( в виде дани) – тяжелое.'

Алтайские древнетюркские эпитафии посвящены местным героям, знатным и известным. В них, в отличие от классических енисейских эпитафий, практически нет упоминания о титулах и чинах, как нет и перечислений заслуг перед ханом и народом, но боль утраты и скорбь по героям от этого не уменьшились.

Все это свидетельсвует о том, что широкая грамотность была присуща и простому люду, не принадлежащему к аристократическим кругам. На «вечных камнях» оставляли свои мысли и чаяния воины, философы, учителя и странствующие писцы.

Впервые древнетюркские письменные памятники Республики Алтай были зафиксированы современными техническими средствами в результате совместного российско-германского проекта по документации алтайской руники. В ходе работ зарегистрировано 90 рунических надписей, причем самые значительные из них были открыты в последние годы в ходе выполнения проекта. Создан электронный корпус рунических письменных памятников Алтая, который теперь доступен тюркологам России и других стран на сайте www.altay.uni-frankfurt.de. Российские и немецкие тюркологи Л. Н. Тыбыкова, И. А. Невская, М. Эрдал в 2012 г. выпустили в свет монографию «Каталог древнетюркских рунических памятников Горного Алтая». Благодаря этим исследованиям Горный Алтай встал в один ряд с самыми известными центрами распространения письменности древних тюрков.

Лариса Тыбыкова,
Горно-Алтайский государственный университет,
Республика Алтай, Россия

Ирина Невская,
Франкфуртский Университет им. И.В.Гете и Свободный Берлинский Университет,
Германия

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37