object1311732607

ten20x1000

Музей будущего

russia001

В самом сердце Москвы, в пяти минутах ходьбы от Красной площади, расположен Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Рядом с ним — Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя и один из крупнейших в России - Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Три достопримечательности столицы, у каждой их которых своя история.

Но у Международного Центра Рерихов она, пожалуй, самая необычная. Она начинается в XVII веке, когда Федор Лопухин — отец первой жены Петра I Евдокии – выстроил здесь роскошную усадьбу, с парадным зданием и флигелями. Менялись времена и нравы, менялись хозяева усадьбы, но не каменные постройки XVII века. После 1917 года усадьба Лопухиных использовалась и как жилье, и как офисное помещение. Памятник архитектуры постепенно ветшал и разрушался. Неизвестно, сохранился бы он до нынешних времен, если бы однажды в усадьбу не зашел человек искусства — Святослав Рерих... Когда-то он обещал родителям, что все архивы, рукописные и живописные работы, коллекции и книги будут переданы из Индии в Россию. Для размещения будущего музея в СССР ему предоставили несколько усадеб на выбор. Он выбрал усадьбу Лопухиных...

Семья Рерихов — удивительное явление русской и мировой культуры. Николай Рерих родился в Петербурге в семье нотариуса. Отец видел в нем продолжателя семейного дела, но молодой Рерих мечтал об ином. Лекции по юриспруденции он совмещал с учебой в Академии художеств. Искусство победило в борьбе сыновнего долга с устремлениями души. Первые опыты окрыляли. Дипломная работа 23-летнего студента — картина «Гонец» — была приобретена известным собирателем произведений русского искусства Павлом Третьяковым.

Николай Рерих много писал, участвовал в самых разных проектах, связанных с современным искусством. Он автор росписей и эскизов мозаик для российских храмов, организатор и участник многих художественных выставок. Художник часто выезжал в археологические экспедиции. Н.К. Рерих счастливо женился на интеллигентной девушке из хорошей семьи, родившей ему двух сыновей, Юрия и Святослава.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Благодаря жене, Елене Ивановне Рерих, Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Рабиндраната Тагора, вместе они изучали Упанишады. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Николая Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлись древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

Жизнь известного 40-летнего художника, академика Императорской Академии художеств, директора Женских курсов высших архитектурных знаний была налажена, и, казалось, ничто не может ее изменить. Новый виток судьбы был связан с болезнью легких. Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия добилась независимости и закрыла границы с Россией. Н.К. Рерих с семьей оказались отрезанными от Родины. Но что художнику границы? Его персональные выставки с успехом проходят в Швеции и Финляндии, его избирают членом Художественного общества в Финляндии, картины успешно продаются.

Художник с семьей перебирается в Англию. В Лондоне состоялись выставки его картин в Goupil Gallery, Worthing Gallery, Музее Виктории и Альберта. Он знакомится со множеством людей из культурной элиты того времени. В 1920 году по приглашению доктора Харше из Чикагского художественного института Н.К. Рерих вместе с семьей уезжает в США для проведения выставочного турне и три года проводит в этой стране. Жизнь его по-прежнему наполнена не только творчеством, но и просветительской деятельностью. В США написаны картины серии «Sancta» («Святые»), приобретшие всемирную известность, по инициативе Н.К.Рериха в Нью-Йорке основан Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран, подготовлен к печати сборник стихотворений «Цветы Мории».

Казалось бы, жизнь снова вошла в привычную колею, но в 1923 году он выезжает вместе с семьей в Европу, чтобы оттуда направиться в Индию, о которой они с женой Еленой мечтали, о которой грезили. Начинался новый этап в жизни семьи Рерихов. Рамки нашей статьи не позволяют подробно на нем остановиться. В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями. Среди них первый после обретения страной независимости премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь, будущий премьер-министр Индира Ганди. Позже она вспоминала: «Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал».

Он продолжает работать над серией картин «Гималаи», её составили более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир являлся неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингисхан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и многие другие.
Но вернемся в Центр-музей.

Рерихи... Их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич.

Создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира – все это важнейшие эволюционные действия, предпринятые Рерихами под руководством духовных Учителей, космических Иерархов, которых традиция Индии чтит как Махатм, Великих душ, Риши, великих Мудрецов, владеющих знанием планетарных и Космических законов, обладающих высоким расширенным сознанием. Каждое из этих действий имело важнейшее историческое значение для дальнейшего эволюционного продвижения земного человечества. Роль Рерихов в этом процессе еще мало изучена, но с каждым годом ее понимание углубляется и начинает занимать все более значимое и достойное место в общественном сознании, в международных научных и культурных исследованиях.

Каждый из Рерихов оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого подвига этой семьи. Общественно-культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с универсальностью таланта титанов эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих... Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у всех, кто стремится найти ответы на волнующие вопросы бытия.

Юрий Николаевич Рерих - один из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию.

Святослав Николаевич Рерих – выдающийся художник, общественный деятель, основатель Центра-музея имени Н.К. Рериха.

Инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, общественного Музея имени Н.К. Рериха, принадлежит Святославу Николаевичу Рериху. Создание Музея в статусе общественного культурного центра было связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный культурный Центр.

Содержание музея составляет бесценное культурное наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов) в 1990 году. Исключительное по богатству художественной, философской и научной мысли, оно несет в себе новое космическое мировоззрение, интерес к которому с каждым годом возрастает.

Невозможно не отметить исключительную, ведущую роль в основании и развитии Музея имени Н.К. Рериха его бессменного Генерального директора, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, заслуженного деятеля искусств России, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющей все главные направления жизнедеятельности Музея.

Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных (XVII – XIX вв.), в главном доме которой располагается Музей имени Н.К. Рериха, воссозданное «Красное» крыльцо (XVII в.) и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры.

Международный Центр Рерихов проводит ежегодные международные конференции, имеющие высокий научный статус и большой общественный резонанс. На конференциях обсуждаются важные проблемы, связанные с наследием Рерихов, их творчеством, формированием нового космического мышления. Основные положения Живой Этики как философии космической реальности и искусства как способа познания находят в докладах этих конференций новое и глубоко научное осмысление.

Международный Центр Рерихов является учредителем и издателем журнала «Культура и время». Он знакомит широкий круг читателей с новыми достижениями науки и искусства, уникальными художественными произведениями, культурными традициями стран Запада и Востока, раскрывает широчайший смысл понятия Культура, показывая его удивительные и во многом неожиданные грани. Журнал выходит четыре раза в год. В каждом номере представлены интереснейшие материалы о проблемах русской и мировой культуры, статьи о творчестве выдающихся мыслителей, о многогранном и богатом наследии Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, их талантливых сыновей - Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Тема Красоты была центральной в творчестве этой замечательной семьи. Именно поэтому пророческая фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» стала девизом журнала «Культура и время».

В главном здании Центра-музея расположен книжный магазин «Оазис», занимающий особое место среди книжных магазинов Москвы. Сюда идут москвичи и едут россияне из разных уголков страны за редкими книгами по философии, истории искусств, здесь можно приобрести книги по Живой Этике, репродукции работ Николая и Святослава Рерихов и художников-космистов. Ассортимент магазина постоянно пополняется. Немаловажно, что Международный центр Рерихов имеет собственный публикаторский отдел, который на высоком полиграфическом уровне издает самые разные произведения, способствующие самопознанию и духовному росту. Отлично представлены музыкальный отдел и отдел восточных украшений, сувениров и талисманов.

Посещение Музея имени Н.К. Рериха поможет каждому задуматься о сущности бытия, о своем месте в этой жизни, о мироздании. Людмила Васильевна Шапошникова, которой было доверено воплотить в реальность мечту старших Рерихов – Николая Константиновича и Елены Ивановны – о Музейоне, доме Муз, на их Родине, в одной из своих работ, посвященных Н.К. Рериху, писала: «Подходы Рериха к науке и искусству формировались теми его качествами, которых не было даже у самых талантливых его коллег. Этим и объясняется его уникальность как историка. И в научные труды, и в художественное творчество Рерих вносил нечто такое, что одухотворяло то и другое и значительно повышало познавательный уровень художественного творчества и эстетику научных исследований. Творчество Рериха было синтезом науки и метанауки, действовавшей в течение многих веков в духовном пространстве человека. Вдохнуть жизнь в прошлое – это дано только истинному мастеру. Рерих сумел ухватить и передать то, что мы называем духом Времени.

Взаимодействие Времени и Культуры придавало полотнам Рериха одно уникальное качество: на них научное знание и искусство сливались так, что граница их стала неразличима – одно переходило в другое. Что такое творчество Рериха, искусство или наука? Это наука, ставшая искусством, и искусство, перешедшее в науку».

Наталья Хмелевская,
журналист

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37