object1311732607

ten20x1000

ВСЯ ЖИЗНЬ ЕГО - СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ…

Многонациональная КарачаевоЧеркесия во все времена славилась талантливыми людьми: учёными, писателями, поэтами, художниками, музыкантами… Мы знаем их поимённо и гордимся. Но в области национального хореографического искусства, если и есть такие, как он, то их единицы.

В этой статье речь пойдёт об уникальном человеке, чьё имя, по мнению жителей Карачаево-Черкесии, с которыми мне удалось побеседовать, должно быть занесено золотыми буквами в историю хореографического искусства нашей республики. Его трудовая биография, длиною почти в полвека, яркая и насыщенная, является примером преданности и  верности национальному искусству народов Карачаево-Черкесии. За свою жизнь талантливый педагог-хореограф обучил искусству танца не одно поколение учеников, которые теперь сами обучают других. Они говорят о своём учителе с теплотой и благодарностью.

В 2019  году отмечает свой 70-летний юбилей директор и художественный руководитель Государственного ансамбля танца Карачаево-Черкесской Республики «Эльбрус» заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики, специалист с  огромным практическим опытом работы в качестве танцовщика, педагога, балетмейстера-постановщика в известных коллективах бывшего Советского Союза и России Исмаил Пилалович Байрамкулов.

Свою трудовую творческую деятельность он когда-то начинал молодым солистом балета Ансамбля песни и  пляски Группы Советских Войск в Германии. После службы, получив высшее хореографическое образование, он работал в лучших творческих коллективах юга России: артистом балета Краснодарского Краевого театра оперетты, солистом балета Ансамбля песни и пляски Краснознамённого Закавказского Военного Округа, балетмейстером-репетитором Государственного академического Кубанского казачьего хора.

По возвращении в  родную Карачаево-Черкесию, Исмаил Пилалович основал первую в республике государственную хореографическую школу, где работал директором, а в настоящее время преподаёт.

С 2011 года Байрамкулов И.П. руководит Государственным ансамблем танца Карачаево-Черкесской Республики «Эльбрус». Высокий профессионализм и огромный творческий опыт нового руководителя позволили коллективу Ансамбля значительно расширить границы своих творческих возможностей, стать визитной карточкой Карачаево-Черкесии на  всех значимых событиях в  культурной жизни юга России и не только. Это фестиваль искусств «Мир Кавказу», фестиваль культуры и  спорта народов Кавказа и  другие. Ансамбль принимал участие и в культурной программе зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Велика география и зарубежных гастролей коллектива. Это Турция (Стамбул, Анкара), Австрия (Вена) и т. д. Безупречная и чётко отработанная техника танца, создание ярких национальных образов и хореографических композиций на сцене, передающих особенности характера и темперамента народов Кавказа, делают каждое выступление ансамбля незабываемым и зрелищным.

Благодаря чётко организованной работе, профессиональному мастерству коллектива, Государственный ансамбль танца Карачаево-Черкесской республики «Эльбрус» удерживает прочную позицию среди других известных профессиональных творческих коллективов в  нашей стране. Ансамбль «Эльбрус» является действительным членом Союза национальных (народных) профессиональных творческих коллективов Российской Федерации со дня основания Союза. И в этом тоже огромная заслуга его нынешнего руководителя.

Исмаила Пилаловича как балетмейстера-постановщика отличает такая черта, как неустанный творческий поиск. Он не довольствуется однажды созданными хореографическими композициями, постоянно совершенствует и обновляет репертуар ансамбля, насчитывающий сейчас более 20 народных танцев. Среди постановок режиссёра карачаевский народный танец «Абезек», ногайская танцевальная сюита «Ногай Эл», народно-эпическая композиция «Апсаты», танец карачаево-балкарских князей Урусбиевых «Бий Тепсеу» и многие другие.

За годы работы в профессии Байрамкулов накопил огромный опыт и в режиссуре концертных программ. К  его мнению творческие коллеги прислушиваются, с ним советуются. По  просьбе оргкомитета, Исмаил Пилалович в 2017 году режиссировал программу Заключительного концерта в Кремлёвском Дворце, посвящённого 25-летию образования Карачаево-Черкесской Республики. Это было грандиозное шоу на главной сцене нашей страны, в котором ансамбль «Эльбрус», как всегда, выступил с  оглушительным успехом. В 2018 году опытный постановщик режиссировал программу Дней культуры Карачаево-Черкесской Республики в Австрии, где коллектив ансамбля выступил так же успешно, завоевав любовь и симпатию искушённых европейских зрителей.

«Высокий профессионализм, огромный творческий опыт и талант руководителя позволили Исмаилу Пилаловичу за последние годы вывести возглавляемый им коллектив на  новый высочайший уровень мастерства и востребованности. Репертуар ансамбля обогатили новые постановки, созданные как непосредственно И.П.Байрамкуловым, так и под его чутким художественным руководством. В своей деятельности он обозначил курс на  подлинный историзм творческих номеров ансамбля «Эльбрус», на изучение и бережное представление на сцене национальной культуры народностей, исторически населяющих республику. По инициативе Исмаила Пиляловича, весь процесс создания художественного произведения, от определения основной темы до подготовки костюмов и  атрибутов, поставлен на прочную научную основу и сопровождается глубоким изучением истории и этнографии»,— так пишет о БайрамкуловеИ.П. его коллега по творчеству В. Г. Захарченко  — художественный руководитель и главный дирижёр Госу дарственного академического ордена Дружбы народов, ордена Русской Православной Церкви святого благоверного великого князя Дмитрия Донского l степени Кубанского казачьего хора, народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии и  Карачаево-Черкесии, заслуженный артист Южной Осетии, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат международной премии Фонда Андрея Первозванного, член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Патриаршего Совета по культуре, дважды Герой труда Кубани, доктор искусствоведения, профессор, композитор. Кто может оценить творческие способности человека лучше, чем его коллега?!

Недавно Исмаил Пилалович представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». И это вполне закономерно для человека, отдавшего почти полвека своей жизни делу сохранения и пропаганды танцевальной культуры народов Кавказа, служению искусству. Конечно же, опыт, признание, успех пришли не сразу. На это ушли годы кропотливой и самоотверженной работы. За это время было всё: горькие разочарования и головокружительные успехи. Но  он упорно и  целенаправленно шёл по однажды выбранному пути — пути к совершенству, пути служения искусству. Впрочем, всё по порядку.

В начале пути

Байрамкулов Исмаил Пилалович родился 1 октября 1949 г. в селе Джергетал Таласского района Киргизской ССР, куда были высланы во  время депортации карачаевского народа 1943  года его будущие родители: отец, проживавший в селе Учкекен, и мать — из соседнего селения Элькуш. Несмотря на то, что они жили в  одном районе, судьба свела их лишь в далёкой Киргизии. Они поженились. В семье родились дети: три мальчика и четыре девочки.

Отец, Байрамкулов Пилал Юсуфович, по  возвращении на  историческую Родину, с 1957 года и до конца своей жизни работал в Малокарачаевском конезаводе, занимаясь разведением племенных лошадей.

Мать многодетной семьи, Байрамкулова (Тохчукова в девичестве) Карачык Асланбековна, всецело посвятила себя детям, ведению домашнего хозяйства. Так как Исмаил был в семье старшим из  детей, с  него и  спрос был больше, чем с остальных. Впоследствии это сыграло свою роль в  формировании его характера, в  становлении личности, привило такие ценные качества, как трудолюбие и  чувство ответственности за тех, кто находился с ним рядом в разные периоды жизни — близкие и родные, а позже — и коллеги по творчеству.

Исмаилу не пришлось испытать на себе тягот и лишений, которые испытало старшее поколение во время депортации в Среднюю Азию. Он родился годами позже. Но горький вкус жизни в депортации он почувствует сразу, едва родившись на свет в чужом краю.

Первые шаги в школьном образовании были сделаны в далёкой Киргизии, но  завершить школьный курс ему посчастливилось уже на исторической Родине своих родителей, которую он не знал раньше, но о которой слышал столько тёплых воспоминаний от отца и матери. Увиденное превзошло все ожидания. Кавказ показался восьмилетнему мальчику райским уголком земли. Природа Кавказа и впрямь была несравнима с  природой той земли, где он жил до сих пор. Семья поселилась в селе Учкекен, откуда был депортирован отец. Он сразу же устроился на работу в местный конезавод. Это позволило многодетной семье обустроиться на новом месте. Исмаил учился в школе, а после уроков с удовольствием занимался танцами в местном ансамбле художественной самодеятельности, делал первые успехи.

Быстро и весело отзвенели школьные годы. В  1967  году Исмаил окончил Первомайскую среднюю школу и  через год был призван на  срочную службу в  ряды Советской Армии. В  составе Группы Советских войск в  Германии он прослужил с 1968 по 1970 годы. Здесь, в ансамбле Песни и пляски Советской Армии, у молодого солдата-срочника была заложена любовь к танцам, которая будет сопровождать его потом всю жизнь, сделан окончательный судьбоносный выбор будущей профессии. Вот как вспоминает это время его земляк и сослуживец, участник ансамбля Айтек Чотчаев: «Так получилось, что мы с Исмаилом учились в одной школе, вместе призывались, вместе служили и танцевали в одном армейском ансамбле. Коллектив с  концертной программой часто разъезжал по воинским частям.

Когда Исмаил выходил на сцену, публика оживала, аплодировала ему стоя. Его искромётное выступление сразу же зажигало зрителей. Был случай, когда во время исполнения национального танца сидящий в первом ряду генерал вскочил с места и стал громко кричать «Асссаа!». Вот таким зажигательным был всегда выход на сцену Исмаила Байрамкулова. Мы гордились своим земляком».

После демобилизации из армии Исмаил Байрамкулов твёрдо решил и дальше идти по танцевальной стезе. Выбор своего сына родители не вполне одобряли. Заботясь о его материальном благополучии в жизни, они желали ему более практичной профессии. Но сын твёрдо настоял на своём и поступил в Краснодарский государственный институт культуры на отделение «Хореография». В 1974 году, успешно окончив институт, Исмаил по распределению попадает в Краснодарский краевой театр оперетты. Способный выпускник вуза сразу же назначается балетмейстером в танцевальную труппу. Театр много гастролировал, солисты оттачивали мастерство на лучших танцевальных сценах тогда ещё Советского Союза, выезжали и в союзные республики, в том числе в Грузию.

Там молодого, подающего большие надежды балетмейстера заметили сразу же и предложили остаться работать в Тбилиси. Так, по окончании практики в Краснодарском краевом театре оперетты, Исмаил ушёл в ансамбль Песни и  пляски Краснознамённого Закавказского Военного Округа. В Тбилиси он работал солистом и одновременно балетмейстером на протяжении одного года. Это был непродолжительный, но  насыщенный период в его трудовой биографии, который обогатил его творческий потенциал, придал уверенности в себе, научил вчерашнего выпускника управлять большим коллективом, налаживать дисциплину, без которой бессмысленно говорить об истинном успехе в искусстве хореографии, да и вообще в любом деле.

«Только труд может создать лёгкость, красоту и вдохновение танца»,— ут верждала в своё время великолепная советская артистка балета, балетмейстер и педагог Галина Сергеевна Уланова. В истинности этих слов Исмаил Пилалович никогда не сомневался. Только изнурительный труд на  репетициях в  течение многих часов мог обеспечить артисту мастерство и профессионализм, чтобы зритель мог наслаждаться каждым его движением, отточенным в совершенстве.

Успех работы в ансамбле Танца и пляски в Закавказском Военном Округе вдохновлял начинающего балетмейстера, придавал ему силы. Он был молод и  полон сил двигаться дальше. Конечно, хотелось быть ближе к родителям, но в Карачаево-Черкесии таких возможностей и масштабов для него не было. Хотелось чего-то большего. Он выбрал Краснодар, где прошли его студенческие годы, тем более, его уже давно туда звали в качестве солиста и балетмейстера.

В Государственном Кубанском казачьем хоре Исмаил Пилалович проработал четыре года. Это был, пожалуй, взлёт в его творческой биографии, который принёс ему успех не  только как танцору , но и как талантливому хореографу. Предыдущий опыт работы здесь пригодился сполна. Благодаря новому балетмейстеру, в коллективе произошли позитивные перемены: был обновлён

и дополнен новыми хореографическими композициями репертуар, налажена трудовая дисциплина — всё это звенья одной цепи — успеха и признания.

Исмаил Пилалович твёрдо усвоил, что успех любого народного танца состоит в том, чтобы достоверно передать характер и  темперамент соответствующего народа. Поэтому, составляя новую хореографическую композицию, всегда считал необходимым хорошо изучить культуру и традиции этого народа. Иначе даже самая совершенная техника танца будет выглядеть неполноценной и малопривлекательной. Приходилось много работать, но результат не заставил себя долго ждать. Старт был задан удачно, коллектив воспрянул, о новом балетмейстере заговорили. С концертной программой коллектив разъезжал по всей стране, выступал за рубежом. Забегая вперёд, скажем, что в  настоящее время Государственный академический Кубанский Казачий хор является одним из  признанных коллективов не  только в нашей стране, но и за её пределами. И очень приятно, что в этом есть заслуга и нашего земляка, Исмаила Пилаловича Байрамкулова.

Успешный танцор и балетмейстер был на волне творческого успеха, когда встретил ту единственную, с которой захотел связать свою жизнь навсегда. Это была Джатдоева Халимат Рамазановна. Они поженились в Краснодаре 1 января 1977 года. Счастливый брак продлился более трёх десятилетий. И всё это время, до конца своих дней, Халимат Рамазановна была надёжной опорой мужу, родила ему троих детей — двух мальчиков и девочку, которых назвали Руслан, Ислам и Альбина.

Испытания судьбы

В стране господствовал экономический кризис, где-то там, на горизонте, уже маячили лихие 90-е. Первой жертвой экономического кризиса, как всегда, пала культура. Личные обстоятельства для Исмаила Пилаловича складывались так, что он должен был возвращаться домой к престарелым родителям, которые оставались в  Карачаево-Черкесии. Вернувшись, он первым делом зашёл в управление культуры тогда еще КЧАО, предложил свои услуги. Но, увы, наткнулся на стену непонимания, вернее — на каменную глыбу в лице соответствующего чиновника, как ему тогда показалось — очень далёкого от культуры! Вот уж, действительно, «нет Пророка в своём Отечестве!». Для рядового человека это событие не  имело  бы никаких «криминальных» последствий.

Но для творческой личности, достигшей к тому времени в искусстве больших высот и признания, это был огромный психологический стресс, заставивший многое пересмотреть в своей жизни. Страна, тем временем, прочно и основательно становилась на стальные рельсы жёсткой рыночной экономики. Официальная культура приспосабливалась к  надвигающимся переменам в обществе. Театры, концертные залы, музеи постепенно становились недоступными для широких народных масс, ввиду дороговизны билетов. Освободившуюся нишу в культурном пространстве стали заполнять альтернативные артисты-гастролёры, разъезжающие по  стране с  сомнительным репертуаром. Это, действительно, напоминало джина, вырвавшегося на свободу, после долгих лет томления в  неволе. Официальная культура, в том числе и классическое хореографическое искусство, переживала тяжёлые времена.

Любые перемены в обществе, так или иначе, затрагивают каждого члена этого общества, ломают привычный ход событий в жизни. Не обошли они стороной и Исмаила Пилаловича. Всё, чего он достиг до этого, обесценивалось на глазах и становилось никому не нужным. Стоял вопрос: свернуть с  творческого пути или быть просителем на обломках официальной культуры. Но гордость не позволяла быть зависимым от  отдельных чиновников. Сколько бессонных ночей пришлось ему тогда пережить, прежде чем принять важное решение в своей жизни, отказаться от всего того, чем жил до этого?!

Так, после долгих сомнений, Исмаил Пилалович поступает в  Пятигорский техникум торговли по специальности «технолог общественного питания». Но  директор техникума (бывший чиновник, имевший отношение к  искусству) принимает его с  далеко идущими планами. Наслышанный о заслугах и способностях своего студента, он просит его помочь организовать художественную самодеятельность в техникуме, на  что «особый» студент с  удовольствием соглашается. Три года учёбы пролетели быстро и незаметно. По окончании учёбы выпускник Байрамкулов И. П. работает по  новой специальности, сначала в регионе Кавказских Минеральных Вод, затем — в родном селе. Есть такие люди: что  бы они ни делали, делают это хорошо. Новая стезя для Исмаила Пилаловича была не менее успешной, чем предыдущая. Более того, в 1987 году он становится одним из первых кооператоров в районе. Дела шли неплохо, но любовь к хореографии преодолеть ему не удавалось: хотелось передать свой опыт, воплотить идеи, которые ещё не успел. И в 1999 году И.П. Байрамкулов создаёт в родном районе первую в республике государственную детскую хореографическую школу. Эта школа в дальнейшем станет его любимым детищем, которому он всецело посвятит себя, будет отдавать детям всё то, что знал и умел сам.

Очередное испытание судьбы подкралось коварно и незаметно. В расцвете лет трагически оборвалась жизнь старшего сына Руслана. К  тому времени он уже окончил СанктПетербургский университет МВД России, работал. Смерть сына сильно потрясла отца, но позволить себе сломаться он не  мог  — ведь сын оставил ему внука, которому нужна была его забота. Но беда не приходит одна. Следом, после непродолжительной болезни, безвременно ушла из жизни и супруга, Халимат Рамазановна. С  уходом близких людей вся жизнь, казалось, осталась в прошлом, впереди — только тупик и пустота. Но, по иронии судьбы, именно в один из скорбных дней, после похорон супруги, раздался телефонный звонок из администрации Карачаево-Черкесской Республики  — звонок, которого он когда-то ждал, но не дождался. Это было уже другое государство, другие люди, для которых понятие «культура» была неотъемлемой частью цивилизованного развития современного общества. Исмаилу Пилаловичу в это время было уже 62  года. Он был счастлив, обучая детей в хореографической школе. Других перемен в  жизни он уже не желал. Однако, заметив со стороны руководства истинное беспокойство за  состояние культуры в республике, интерес к сохранению национального хореографического искусства и личное доверие к нему, согласился: ему предложили руководить Государственным ансамблем танца КЧР «Эльбрус», пересмотреть и обновить репертуар, поднять работу коллектива на новый уровень. Чиновник тогда обещал оказать всяческую поддержку в этом непростом деле. И надо сказать, он своё слово сдержал.

Так в 2011 года Исмаил Пилалович Бай рамкулов возглавил известный Го сударственный ансамбль танца КЧР - - VIP «Эльбрус».

«Когда я пришёл в ансамбль,— вспоминает Исмаил Пилалович,— сразу же понял, что придётся многое менять и  пересматривать в  репертуаре, а главное — наладить дисциплину. Состав был многонациональный, каждый со своим характером. Прежде всего, я хотел, чтобы они меня слышали, понимали, чего я  от  них хочу. Режим работы был интенсивный. В дни, когда не было выступлений, были изнурительные репетиции, не менее четырёх часов в день. Конечно, не  всем это нравилось. Но расслабляться я никому не позволял, знал, что это путь в никуда».

Вот как вспоминает это время один из  лучших танцоров и  репетитор ансамбля, заслуженный артист Северной Осетии-Алании, один из основателей и преподаватель хореографической школы «Ас-Алан» в городе Кисловодске Биджиев Алим АбдулКадыевич: «Когда пришёл в ансамбль новый руководитель, мы немного насторожились.

Он показался нам слишком строгим. Но, по мере общения с ним, мы поняли, что он человек добрый и отзывчивый, к нему можно подойти с любым вопросом — выслушает, подскажет, пойдёт навстречу. Но  нарушителям трудовой дисциплины он спуску не даёт, дисциплина в коллективе у нас строгая. Свои требования он формулирует чётко и понятно. А мы за годы работы уже научились понимать его с полуслова. Как руководитель он очень энергичный, много работает, везде успевает, этого же требует от нас — подоброму, по-отечески. Мы рады, что у нас такой руководитель. Исмаила Пилаловича в  коллективе любят и уважают за профессионализм, за человеческие качества».

История Государственного ансамбля танца КЧР «Эльбрус»

Танец, пение, устное народное творчество… Все эти понятия тесно связаны с историей существования человека с древних времён. Конечно же, вначале никому не приходило в голову называть эти действия искусством. Это было, скорее, исполнение каких-то обрядовых действий, сопровождающих празднества, свадьбы, рождение детей. Развивалось человечество, вместе с ним совершенствовались и движения в танце, звуки в  пении, создавая опреде лённые образы и  более изящные формы исполнения. Со  временем стали говорить о конкретных видах искусства. Уже на  заре Советской власти по всей стране, в том числе и на Северном Кавказе, стали создаваться целые коллективы песни, танца и  театрального искусства. Создаются они и в Карачаевской автономной области. Так, в 1931 году в Кисловодске был создан первый ансамбль Карачаевской песни и пляски. Его организатором был Шахарби Кеккезович Эбзеев. Ансамбль с  успехом выступал во  многих городах и  сёлах Северного Кавказа. А в 1934 году в городе Карачаевске (тогда Микоян-Шахар) для делегатов и гостей пятого областного съезда Советов был дан концерт силами коллективов художественной самодеятельности области, где с  большим успехом выступил и ансамбль из Кисловодска, руководимый Ш. Эбзеевым. Руководство области ставит вопрос о создании такого ансамбля в областных масштабах и возлагает на  Ш. Эбзеева большие надежды в этом плане.

Наличие и разнообразие в стране таких творческих коллективов требовало и оценки качества их исполнителей по конкретным критериям. Для этих целей, начиная с 30-х годов 20-го столетия, стали регулярно проводиться в нашей стране всевозможные конкурсы песни и танца. В них принимают участие и представители областей Северного Кавказа. В  числе таких мероприятий в  декабре 1931  года в Ростове-на-Дону состоялась Олимпиада национальных областей Северного Кавказа. От  Карачаевской автономной области снова блестяще выступил ансамбль Карачаевской песни и  пляски под руководством Ш. Эбзеева. А в 1936 году в городе Пятигорске состоялась декада Карачаевского искусства на Кавказских Минеральных Водах. Всё это способствовало оживлению культурной жизни на  юге страны, укреплению культурных связей народов, а также развитию всех видов искусства, в том числе и хореографического.

В такой обстановке в 1937 году создаётся Карачаевский Государственный ансамбль Песни и Танца.

Вот что рассказал И. П. Байрамкулов об истории этого ансамбля и о тех, кто стоял у истоков его создания.

И.П. Байрамкулов: «Конечно же, мы всегда помним имена тех, кто стоял у  истоков создания Карачаевского Государственного ансамбля Песни и Танца. Это Гемма Гебенов, Шахарби Эбзеев, Исхак Урусов, а первым директором был А.Ч. Амирамов. Первыми исполнителями ансамбля были Кёгала Семёнова, Мариям Алиева, Мариям Чипчикова, Любовь Уртенова, Сара Амирамова, Соня Эбзеева, Марзи Баучиева, Нузула Карамурзина, Джанду Чомаев, Казим Ортабаев, Солтан Холамлиев, Алихан Эпсиев, Фёдор Каргинов, Сагит Хабичев. Ансамбль просуществовал до 1943 года.

Параллельно в  1938  году был создан Черкесский Национальный Ансамбль песни и пляски, директором которого был Ислам Кармов, а художественным руководителем Владимир Петросян. Деятельность ансамбля была приостановлена с 1943 по 1945 годы в связи с фашистской оккупацией.

В 1957 году в Москве состоялась декада национальных культур Северного Кавказа. В  нём принял участие уже коллектив Карачаево-Черкесского Государственного ансамбля песни и танца. Директор — заслуженный артист РСФСР Джанду Чомаев, балетмейстер — заслуженный артист РСФСР Георгий Дзыба. Но вскоре коллектив был расформирован. Это был конец 50-х годов.

В 1960  году зас луженный артист РСФСР М. Джегутанов создаёт вокально-хореографический эстрадный ансамбль «Эльбрус». Коллектив был небольшой (мужской состав насчитывал 12–16 человек, женский — 6–8  человек), но  вскоре численный состав ансамбля уменьшился почти вдвое. Естественно, с  таким составом выполнять какие-то большие хореографические задачи коллектив уже не мог.

В 1988  году Постановлением Совета народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной области (№ 203 от 31 мая 1988 г) был создан Государственный ансамбль танца КЧР «Эльбрус». Инициатором его создания был Заслуженный работник культуры РСФСР, директор областной филармонии А.А. Хабичев. Первым руководителем и создателем творческого состава был М. Бабоев.

С 1990 по 1994 год ансамблем руководил талантливый хореограф, Народный артист Абхазии и  Карачаево-Чер кесской Республики Валерий Тания. Он создал и развил творческую программу коллектива до высокого уровня. Танцевальные номера из этой программы до сих пор сохранились как «Золотой фонд» коллектива.

С 1994 по 2011 годы коллектив ансамбля возглавлял Народный артист Карачаево-Черкесской республики Хусей Баталбиевич Хубиев. Государственный ансамбль танца КЧР «Эльбрус» под руководством Х. Хубиева в 1997 году стал обладателем Главного Приза 17-го Международного Фестиваля фольклора в г. Сарагоса, Испания, а 2001 году — обладателем Первого приза Международного конкурса «Алтын Карагёз» в г. Бурса, Турция. В  2007  году ансамбль стал призёром 9-го Фестиваля Российского искусства в г. Ницца, Франция».

С 2011 года по настоящее время директором и художественным руководителем Государственного ансамбля танца КЧР «Эльбрус» является Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкес ской республики Исмаил Пилалович Байрамкулов — специалист с огромным практическим опытом работы в  качестве танцовщика, педагога, балетмейстера-постановщика в коллективах бывшего Советского Союза и России. Определяя свою работу в  Государственном ансамбле танца КЧР «Эльбрус», Исмаил Пилалович как художественный руководитель поставил перед собой и коллективом следующие приоритетные задачи: — создание репертуара на танцевальном материале народов КЧР; — решение кадрового вопроса путем приглашения талантливой молодёжи и создания хореографической студии; — подбор профессиональных педагогических работников (балетмейстер, балетмейстер-педагог, музыкальный руководитель); — создание полноценной народной оркестровой группы (10–12 музыкантов); — оснащение новыми музыкальными инструментами, звукоусилительным и осветительным оборудованием; — пошив новых сценических костюмов и танцевальной атрибутики.

И.П. Байрамкулов: «Поставленные цели и задачи в основном выполнены, хотя есть ещё проблемы, но  они решаются планово, поэтапно. У нас даже есть свой цех по пошиву сценических костюмов. Руководство республики оказывает нам всяческую поддержку и содействие в выполнении коллективом задач по пропаганде и бережному представлению на сцене национального искусства народов, населяющих республику, а также в плане обновления и усиления материально-технической оснащённости нашего ансамбля».

Особого внимания заслуживает кадровая работа в  ансамбле. В  составе многонационального коллектива лучшие танцоры со всей республики: русские, осетины, черкесы, абазины, карачаевцы, ногайцы. Многие из  них уже являются заслуженными артистами Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии.

Всех их объединяет любовь к искусству, к национальным танцам. Особых слов заслуживает оркестр ансамбля, музыкальный руководитель  — заслуженный артист Карачаево-Черкесии М. Байрамуков.

Исмаилу Пилаловичу удалось создать сплочённый коллектив профессионалов, общей численностью 60 человек, способных и готовых решать любые творческие задачи, поставленные самим коллективом, а также руководством республики. Созданы все необходимые условия для максимально эффективной работы коллектива, сформирована достойная материально-техническая база. Ансамбль располагает просторными и полностью оснащёнными студиями для репетиций. Руководитель подчёркивает, что позитивные качества артистов, увлечённость выбранной профессией, их талант — это то, без чего нельзя создавать танцевальные образы и хореографические произведения. Поэтому он всячески поддерживает и раскрывает природные дарования артистов, подкрепляя их теоретическими и практическими знаниями в области классического танца и народной хореографии.

Как дальновидный руководитель, Исмаил Пилалович никогда не забывает о преемственности в творческом коллективе. Чтобы обеспечить постоянное пополнение состава, он выстроил систему подготовки будущих кадров в детских студиях, кружках и секциях, где ведут занятия опытные педагоги-хореографы из  ансамбля «Эльбрус». Кроме того, сам ведёт занятия в основанной им детской хореографической школе уже на протяжении многих лет. Образцовый детский ансамбль танца «Элия» уже является обладателем Гран-при международных конкурсов. Думается, выпускники этой замечательной школы станут достойным пополнением состава коллектива прославленного ансамбля танца «Эльбрус».

Среди воспитанников ансамбля «Эльбрус» уже есть первые лауреаты престижных государственных премий, а  солист ансамбля «Эльбрус» заслуженный артист балета Осман Березиков в  2014  году участвовал в стипендиальной программе Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства в жанре «Традиционное национальное (народное) искусство».

В кругу семьи

В преддверии своего юбилея Исмаил Пилалович Байрамкулов полон жизненных сил и энергии, строит новые творческие планы на будущее.

Он внимательный отец и добрый дедушка для троих внуков. Дети выросли, получили хорошее образование.

Младший сын Ислам Исмаилович окончил Карачаево-Черкесскую государственную технологическую академию по специальности «Юрист», работает начальником Малокарачаевского РЭО ГИБДД МВД.

Дочь Альбина Исмаиловна окончила Ставропольскую государственную медицинскую академию, работает врачом в городе Кисловодске.

Дети уважают отца, прислушиваются к  его мнению, несмотря на  то, что сами уже являются родителями. Внуки обожают жизнерадостного, доброго и заботливого дедушку, который, несмотря на свою занятость, всегда находит для них время — пообщаться, поиграть. Как знать, может, кто-то из них захочет служить искусству, пойдёт по  стопам своего известного деда. Время покажет. А пока юбиляр не сидит на диване, наслаждаясь успехом, не  пишет мемуары о своих заслугах. Он — в постоянном движении, в творческом поиске, весь в работе. Он востребован обществом, он незаменим в семье. Словом, он нужен. Это и есть, наверное, счастье в жизни — быть всегда, всем нужным.

Диалог культур в современном мире

В одном из  пунктов преамбулы Устава Организации Объединённых Наций по  вопросам образования, науки и культуры записано: «Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не  сможет завоевать единодушной, прочной и  искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Это соглашение находит понимание у всех народов мира. В условиях глобализации современного общества, в условиях межэтнических и конфессиональных столкновений, а  также информационных войн во всём мире, значение культурных связей между народами и странами обретает всё более и более значимую роль. Культурные диалоги способствуют развитию и укреплению взаимопонимания между народами, взаимодоверию, снижению напряжённости, купированию международных угроз и безопасности. Любая культура развивается и  обогащается, только взаимодействуя с другими культурами, с мировой культурой.

Национальная культура Карачаево-Черкесии уникальна и самобытна, имеет богатую историю. Мы гордимся своими культурными достижениями, своими обычаями и традициями, которые бережно сохранили и донесли до настоящего времени. Нам есть, что показать, что внести в культурный процесс нашей страны, да и мира.

Коллектив Государственного ансамбля танца КЧР «Эльбрус» под руководством И.П. Байрамкулова является достойным представителем национальной культуры народов Карачаево-Черкесии: выступает с сольными концертами, даёт благотворительные концерты. Каждое выступление ансамбля  — диалог, способствующий межнациональному и межэтническому взаимопониманию народов мира. И  самое большое доказательство тому — восторженные отзывы зрителей, аншлаги во время выступлений и плотный гастрольный график выступлений по стране и за её пределами.

Редакция международного журнала культурной и  деловой жизни «Золотая площадь» поздравляет Байрамкулова Исмаила Пилаловича с замечательным юбилеем и  желает дальнейших творческих успехов!

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37