object1311732607

ten20x1000

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ИСПОВЕДИМЫ

ris600x350

Трансдисциплинарный аспект биохимии человеческого организма
(как организм управляет своими химическими элементами)

Вступление
Исследование химических элементов в рамках естественных наук позволило многое узнать об их строении, свойствах и взаимодействиях. Но однако до сих пор не получены ответы на вопросы — почему одни и те же химические элементы входят в состав живой и неживой материи? Как организм распределяет роли различных химических веществ и управляет их поведением, если он сам является совокупностью химических элементов?
Авторы статьи пытаются ответить на эти и другие вопросы, используя концепцию и методологию трансдисциплинарности.

Организм и химические элементы
Основу человеческого организма составляют химические элементы. Из 110 химических элементов периодической таблицы 81 элемент уже обнаружен в организме человека. Однако химические элементы представлены в нем в различных количествах. Так, например, 12 элементов составляют почти 99% всего его химического состава. Поэтому их называют макроэлементами. Из них, по существу, состоит тело человека. Макроэлементами являются углерод (C), кислород (O), водород (H), азот (N), кальций (Ca), магний (Mg), натрий (Na), калий (K), сера (S), фосфор (P), фтор (F), хлор (Cl).
15 химических элементов присутствуют в организме в очень малых количествах. В силу этого они получили название микроэлементы. К ним относятся железо (Fe), йод (I), медь (Cu), цинк (Zn), ванадий (V), мышьяк (As), кобальт (Co), хром (Cr), никель (Ni) марганец (Mn), молибден (Mo), кремний (Si), литий (Li), селен (Se) и т. д. Микроэлементы, как правило, входят в состав ферментов и гормонов организма. Поэтому их значение для жизнедеятельности организма столь велико, что их принято называть жизненно необходимыми элементами. Роль остальных химических элементов ученые продолжают выяснять.
Изучая свойства химических элементов, входящих в состав организма, следует обратить внимание на интересную особенность. Один и тот же химический элемент, как правило, играет в организме разные роли и выполняет различные функции. Например, кислород (О) в чистом виде представляет собой газ. Его молекулы связываются гемоглобином эритроцитов крови и переносятся в ткани и клетки, которые используют его в чистом виде для дыхания. Однако в составе химических веществ кислород становится необходимым элементом жизненно важных для организма соединений, таких как вода, белки, углеводы [1]. В свою очередь, вещества, содержащие кислород и другие химические элементы организма, могут быть «управляющие», «сопутствующие управлению», «управляемые» и «хранящие информацию».
«Управляющими» веществами являются гормоны. Роль «сопутствующих управлению» играют ферменты, катализаторы и ингибиторы биохимических реакций организма. К «управляемым» веществам можно отнести клетки ткани различных органов. К «хранящим информацию» относятся нуклеотиды молекул ДНК и РНК.
Эта необычная «трансдисциплинарная» классификация химических веществ позволяет задать вопрос — кто и как определяет роль химичес­ких элементов в организме, а также распределяет между ними различные функции?


Как правило, на такой вопрос большинство ученых предпочитают отвечать, что этим занимается «сам организм». Но ведь организм это и есть совокупность химических элементов и их соединений! Следовательно, химические элементы каким-то образом получили возможность осуществлять самоуправление в каком-либо органе или системе, а также в рамках всего организма. Каковы причины самоуправления?
Как можно изучать «самоуправление»
С точки зрения Трансдисциплинарности‑4, человек — это фрагмент упорядоченной среды окружающего мира. Из такого определения следует, что тело человека не вытесняет среду «из себя», как это проделало тело Архимеда с водой в ванне. А это значит, что человек имеет собственное пространство, которое является фрагментом пространства окружающего мира. И пространство человека также имеет в себе подобие порядка, который присутствует в упорядоченной среде окружающего мира. Следовательно, не будет ошибкой, если предположить, что поведение химических элементов в организме человека обусловлено порядком, присутствующим в его пространстве. Или, говоря проще, химическими элементами в организме «руководит» его собственное пространство.
Этот вывод будет выглядеть еще более обоснованным, если обратить внимание на особенность строения атома. Известный популяризатор физики П. Девис так говорит об атомах: «Исследуя атомы, мы обнаруживаем, что они представляют собой в основном пустое пространство. Крохотное ядро занимает всего лишь одну триллионную (10–12) часть объема атома. Остальное пространство заполняет облако эфемерных электронов, расположенных «ни тут ни там», — ничтожно малых островков твердого вещества в океане пустоты!» [2].
В физике пустое пространство ассоциируют с физическим вакуумом. Исследования физического вакуума говорят о том, что он обладает потенцией (скрытой силой), энергия которой при определенных условиях позволяет порождать элементарные частицы [3]. Трансдисциплинарная точка зрения позволяет уточнить и дополнить эти физические представления. Так, например, порядок, обусловливающий Единс­тво организма, реализован в его пространстве в виде конкретной геометрической структуры, которая делит потенцию вакуума на порции. Каждой из этих порций в принципе будет соответствовать элементарная частица, химический элемент, химическое вещество, а также интенсивность их взаимодействия. В свою очередь, тот же порядок, но уже реализованный во времени и информации, определяет роль и функции, которые эти частицы, элементы и вещества будут играть в преобразовании этой потенции.
Если пространство человека — это вместилище его химических элементов и веществ, то следует ли говорить, что оно заканчивается поверхностью тела? Или оно продолжается в объеме запахов тела, окутывающих его? Или оно увеличивается на протяженность выдоха или взмаха руки? В науке эта проблема получила название «парадокс системных исследований». Суть парадокса состоит в следующем: «для того чтобы корректно выделить самоорганизующуюся систему, мы должны знать условия и причины самоорганизации; для того же, чтобы понять эти условия и причины, мы должны выделить самоорганизующуюся систему как необходимый момент их теоретического изу­чения» [4]. Трансдисциплинарный подход позволяет устранить внутреннее противоречие этого парадокса. Для этого «самоорганизующаяся система» (человек) выделяется в окружающей среде как пространство, имеющее реальные размеры. В свою очередь, трансдисциплинарные модели времени и информации позволяют выявить и обосновать «условия и причины» самоорганизации.
Именно реальность трансдисциплинарного образа позволяет каждому человеку «обнять» свое пространство. Для этого нужно как можно шире развести руки в стороны и кончиками пальцев «ухватиться» за внешнюю поверхность воображаемой сферы. Проще говоря, пространство человека представляет собой шар, внутренняя среда которого определенным образом упорядочена. Потенция среды отображена химическими элементами и веществами, а также физическими полями и физическими и химическими взаимодействиями. Преобразование этой потенции во времени выглядит как упорядоченное поведение химических элементов, обусловливающее развитие организма.
Как изначально создается пространство человека? Почему оно обладает потенцией, реализация которой заставляет целенаправленно двигаться химические элементы? Ответы на эти вопросы требуют специального разъяснения в последующих статьях. Однако уже то немногое, что удалось понять, позволило выдвинуть интересные идеи и решить ряд сложных практических задач.

Круговорот собственных химических элементов
Идея Трансдисциплинарности‑4 ограничивать объект исследования границами его собственного пространства, обладающего индивидуальной потенцией, позволила нам выдвинуть гипотезу о наличии в организме собственных химических элементов.
Собственными химическими элементами (СХЭ) следует считать элементы, которые участвуют в строительстве организма и непосредственно обеспечивают его жизнедеятельность. «Собственными» химические элементы становятся после того, как организм разложит «внешнее» сложное химическое вещество на его простые компоненты или исходные элементы и определит, что потенция этих элементов соответствует потенции его пространства. Для такой «первичной обработки внешнего вещества» организм использует системы дыхания, пищеварения, а также половую систему. Если потенция этих простых веществ или исходных элементов не будет соответствовать потенции пространства организма в текущий момент времени, то они будут утилизированы его иммунной системой.
С трансдисциплинарной точки зрения, термины «участие в строительстве организма» и «обеспечение жизнедеятельности организма» рассмат­риваются как общий процесс преобразования исходной потенции СХЭ, состоящий из законченных физиологических циклов. Этот процесс можно сравнить с процессом обуче­ния ребенка в школе. Переходя из «класса в класс», химичес­кие элементы накапливают опыт (потенцию) и приобретают способность участвовать в более сложных и ответственных физиологических процессах организма, материально обеспечивая его развитие. Роль учителя в такой школе играет пространство организма. Его потенция выступает в качестве норматива, с которым сравнивают свою исходную и заключительную потенцию каждый СХЭ после завершения каждого физиологического цикла.
Процесс, в результате которого СХЭ увеличивают величину своей исходной потенции до ее предельно возможного значения в организме, получил название «круговорот собственных химических элементов». Увеличение потенции СХЭ происходит дискретно. Дискретность определяется порядком, обусловливающим единство пространства организма. В соответствии с этим порядком процесс круговорота имеет восемь периодов. В каждом из этих периодов потенция СХЭ характеризуется соответствующим признаком. Это обстоятельство имеет большое значение для решения задач, решаемых организмом в процессе круговорота СХЭ.

Вертикали и горизонтали круговорота СХЭ
В процессе круговорота решаются две основные задачи: «вертикальная», которая состоит в сог­ласовании суммы индивидуальных потенций СХЭ с потенцией пространства организма в каждом периоде круговорота, и «горизонтальная», которая заключается в установлении ролей, которые должны играть в организме СХЭ одного вида.
Порядок, лежащий в основе круговорота, при решении «вертикальной» задачи играет роль программы направленного физиологического развития организма. В соответствии с этой программой величина потенции пространства, отведенная для каждого периода кругооборота, определяет:
— необходимую численность СХЭ,
— их предрасположенность к участию в физи­ологических процессах строго определенной направленности,
— местоположение реализации этой предрасположенности в пространстве организма.
Трансдисциплинарная интерпретация программы физиологического развития позволяет точнее сформулировать ее цель. Целью программы (в данном случае программы физиологического развития человека) является — преобразование потенции СХЭ в направлении от первого признака, основу которого составляют химические элементы ДНК оплодотворенной яйцеклетки, до восьмого признака, основу которого составляют химические элементы ДНК половых клеток взрослого человека.
Следует предположить, что достижению цели программы физиологического развития способствует объединение СХЭ в рамках некой собственной естественной организации, которая получила название «единый функциональный ансамбль» организма. Цели преобразования потенции каждого химического элемента являются производ­ными от цели функционального ансамбля СХЭ организма. Иными словами, какова бы ни была роль конкретного химического элемента в организме, в какой бы области пространства организма он ни участвовал в физиологических процессах, его поведение и взаимодействия прямо или косвенно будут способствовать достижению главной цели — подготовить организм к началу формирования молекул ДНК собственных половых клеток или обеспечивать их непосредственное постоянное формирование. Для природных объектов, не имеющих половых клеток, главная цель функционального ансамбля будет состоять в подготовке этого объекта к воспроизводству, например, к делению.
Решению «вертикальной» задачи во многом способствует решение «горизонтальной» задачи. Для того, чтобы понять, как организм решает «горизонтальную» задачу, кратко рассмотрим суть механизма круговорота СХЭ.
«Внешнее» вещество, попадающее в организм с пищей, водой, воздухом и в виде чужих половых клеток и гормонов, уже имеет определенную величину потенции, которая позволяет отнести его к одному из соответствующих признаков. Из «внешнего» вещества в системах пищеварения, дыхания, а в зрелом возрасте и в половой системе организм отбирает исходные химические элементы и вещества, не только соответствующие его потенции, но и имеющие уже необходимый признак. Например, организм человека почти не использует в физиологических процессах и для строительства клеток и тканей минеральный кальций (Ca), но всегда активно использует кальций (Ca), который прошел круговорот в растениях и животных [5].
Такая «избирательность» организма по отношению к «внешнему» веществу объясняется тем, что он является «открытой системой». А любая открытая система должна участвовать в равноценном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Иными словами, в процессе жизнедеятельности организм должен выполнять два обязательных действия. Во‑первых, получать химические элементы, которые уже преобразовали свою потенцию, играя роль СХЭ других открытых систем (объектов) в природе. И, во‑вторых, преобразовывать потенцию этих элементов (изменить их признак) и «делиться» ими с окружающей средой.
Для выполнения этого обязательства СХЭ организма делятся на две группы. Первую группу сос­тавляют химические элементы, которые, пройдя ряд физиологических циклов и достигнув потенции определенных признаков, покидают организм. Эти химические элементы становятся СХЭ планеты и используются ею для обеспечения процессов своей жизнедеятельности.
Вторую группу составляют СХЭ, которые никогда не покидают организм. Их роль очень важна для самого организма. Постоянно участвуя в физи­ологических циклах, они накапливают в себе максимально возможную величину потенции. СХЭ, которые не покидают организм, также разделены на две части. Одна часть стремится достичь максимальной потенции в рамках конкретного признака. В этом случае поведение этих СХЭ соответствует поведению ферментов и катализаторов химических реакций. Несмотря на то, что эти вещества активно участвуют в химических реакциях, они никогда не включаются в состав итогового вещества. Это дает им возможность поддерживать многократные циклы общего процесса круговорота СХЭ в организме.
Другая часть СХЭ, которые не покидают организм, совершают «вертикальное» восхождение, увеличивая свою потенцию от признака к признаку. При этом вещество, в состав которого входит химический элемент, каждый раз приобретает более высокий признак в общей иерархии химических веществ организма. Например, в первом физиологическом цикле химический элемент войдет в состав химического вещества, рассматриваемого как носитель собственной энергии. Во втором цикле тот же самый химический элемент будет включен в состав белка клеточной мембраны. На третьем цикле этот химический элемент будет использован в составе веществ, из которых строятся внутриклеточные структуры. На четвертом цикле химический элемент перейдет в состав вещества внутриклеточных гормонов и т. п.

Долгая жизнь и быстрая смерть
СХЭ, которые не покидают организм, накапливают суммарную потенцию, которая является сигналом для перехода всего функционального ансамбля организма в новый период его физи­о­логического развития, на новый этап развития в целом. Но как только все признаковые СХЭ приобретут предельно возможную величину потенции, процесс их круговорота останавливается и наступает смерть организма. Подтверждением этому служит общеизвестный факт, что в стареющих клетках происходит постепенное снижение активности метаболизма. Это обстоятельство позволяет сделать важный вывод о том, что механизм круговорота СХЭ является основной естественной причиной старения и смерти клеток организма и всего организма в целом.
Известно, что в организме человека находится до 200 различных видов клеток [6]. Каждый вид клеток выполняет свои функции и имеет различную продолжительность жизни. Используя трансдисциплинарную гипотезу о круговороте СХЭ, появилась возможность теоретически связать продолжительность жизни клеток с функцией, которые они выполняют в организме.
Абсолютными долгожителями в организме являются высокоспециализированные клетки (клетки миокарда, клетки костной ткани, нейроны и т. д.). Секрет их долгожительства состоит в том, что в процессе своей жизнедеятельности они активно освобождаются от СХЭ, которые дос­тигли предельно возможной величины потенции. Освобождение происходит в процессе создания из таких СХЭ внутриклеточных гормонов, ферментов или других клеток, которые используются клеткой для осуществления внешних функциональных взаимодействий. Например, такие клетки как нейроны формируют вещест­ва, которые играют роль нейрогормонов. При передаче нервного импульса эти нейрогормоны покидают клетку (синапсический пузырек). Позже некоторое их количество возвращается в клетку (в синапс), выполняя требование внутри­клеточного круговорота СХЭ. Но большая их часть остается во внешней среде, продолжая выполнять специ­фические функции.
Клетки других видов выполняют функции, при выполнении которых потеря их СХЭ не имеет такой интенсивности, либо она не происходит вовсе. В результате эти клетки значительно быст­рее заполняются СХЭ, которые в процессе круговорота достигли предельно возможной величины потенции. Частая сменяемость таких клеток имеет большое значение для организма в целом. В результате их утилизации организм частично удовлетворяет свою потребность в химических элементах для решения вертикальной и горизонтальной задач круговорота СХЭ.
Химические элементы этих клеток используются также для выполнения равноценного обмена СХЭ с окружающей средой. Так, например, из отживших клеток крови в печени создается желчь, которая вначале используется для расщепления жиров в системе пищеварения, а затем покидает организм с продуктами распада.
Подобные примеры «самоуправления» химичес­кими элементами можно наблюдать на любом уровне организма — от молекул до всего организма в целом. И в каждом случае основой «самоуправления» биохимических процессов оказывается процесс преобразования потенции СХЭ (круговорот СХЭ), проходящий под контролем потенции пространства организма. Каждый СХЭ выполняет в процессе биохимической реакции действие, которое соответствует признаку его потенции. Сочетание этих конкретных действий в рамках единого функционального ансамбля организма создает впечатление о выраженном эффекте самоуправления химических элементов.

Трансдисциплинарная таблица химических элементов
Описание круговорота СХЭ позволило понять основу самоуправления химическими элементами в процессе его физиологического развития. Однако не меньшее практическое значение имеет объяснение поведения СХЭ во время болезни организма, а также понимание механизма нарушения обмена веществ.
Для решения этих задач была использована трансдисциплинарная параметрическая таб­ли­ца химических элементов. В построении этой таблицы была использована модель того же самого порядка, который лежит в основе трансдисциплинарных моделей пространства, времени и информации [7].
Химические элементы в трансдисциплинарной таблице расположены в соответствии с возрастанием атомных весов, как и в существующей периоди­ческой таблице. Но трансдисциплинарная таблица позволяет разделить их на две компактные группы. Каждая клетка в таблице, с одной стороны, является отражением определенной величины потенции пространства, а с другой стороны, соответствует одному из восьми ее признаков. Для наглядности каждому признаку в таблице присвоен строго определенный цвет. Каждая клетка таблицы, образно говоря, требует своего «материального носителя» в образе конкретного химичес­кого элемента. Принадлежность химичес­кого элемента к конкретной клетке таблицы наделяет его свойствами, проявляющимися в процессах жизнедеятельности организма.
Взаимодействия двух групп химических элементов в организме организованы по принципу диполя. А именно, в первой половине суток большую активность в организме проявляют химические элементы первой группы. Во второй половине дня более активными становятся элементы второй группы. Если общее состояние пространства человека соответствует его индивидуальной норме, то активность и пассивность химических элементов обеих групп, наблюдаемая в течение суток, как принято говорить в математике, будет одинакова по абсолютной величине. В этом случае в организме происходит нормальный круговорот СХЭ, а также полноценный обмен веществ. В таком состоянии человек чувствует себя абсолютно здоровым. Он легко засыпает и просыпается, легко выполняет порученную работу и быстро восстанавливает затраченные силы.
В реальных условиях общее состояние пространства человека редко соответствует норме. Этому способствуют некачественные продукты питания, нарушение режима труда и отдыха, физическое и умственное переутомление, стрессы. Следствием этого являются свое­образные нарушения в активности и пассивности СХЭ обеих групп.
В одном случае элементы первой группы приобретают аномальное повышение своей активности, которая в период ее естественного снижения не достигает положенной по норме нижней границы. Одновременно с этим у элементов второй группы наблюдается аномально пониженная активность, которая во время своего естественного увеличения не может дос­тичь положенной по норме верхней границы. Возникает своего рода дисбаланс активности СХЭ по «первому типу».
В другом случае аномально повышенную активность приобретают элементы второй группы. И ситуация аномально повышенной и пониженной активности повторится с точностью «до наоборот». Это приводит к появлению дисбаланса активности СХЭ по «второму типу». В силу действия химических и физических законов одновременное присутствие дисбалансов обоих типов в одном организме невозможно. Следовательно, организм каждого человека имеет дисбаланс СХЭ первого либо второго типа. Это обстоятельство имеет важное практическое значение. Потому что именно тип дисбаланса обусловливает предрасположенность человека к конкретным видам и формам заболеваний.
Например, при дисбалансе первого типа в организме человека должно происходить усиление активности СХЭ первой группы. Для того чтобы осуществить такое усиление, организму необходимо увеличить число атомов элементов первой группы либо усилить химическую активность некоторых из них. Требуемые элементы организм будет активно добывать из пищи, воды и воздуха или «вымывать» из собственных органов и тканей. В этом случае специалисты говорят, что в организме наблюдается переизбыток отдельных химических элементов. Одновременно с этим происходит вынужденное уменьшение числа или снижение активности элементов второй группы или некоторых из них. Чтобы сократить число атомов химических элементов второй группы, организм либо «отказывается» от их усвоения, либо переводит в «биологически неактивное» состояние химические элементы своих органов и тканей. Сделать СХЭ биологически неактивными, значит, вывести их из физиологического процесса, сформировать из них различные отложения, бляшки, камни и т. п.
Обоснуем это утверждение на примере болезней, причина возникновения которых недостаточно изучена. К таким болезням можно отнести, например, почечнокаменную болезнь. Не­смотря на то, что камни в почках имеют сложный химический состав, их можно разделить на фосфаты и ураты [8]. Если вернуться к трансдисциплинарной параметрической таблице химических элементов, то можно убедиться, что при первом типе дисбаланса в биологически неактивное состояние переходят элементы второй группы, в том числе фосфор и кальций. Следовательно, человек с первым типом дисбаланса будет предрасположен к появлению камней фосфатов (с участием фосфора). При втором типе дисбаланса в биологичес­ки неактивное состояние переходят химические элементы первой группы, среди них и сера. А это значит, что человек со вторым типом дисбаланса будет предрасположен к образованию камней уратов (с участием серы).
К другим трудно излечимым заболеваниям можно отнести остеопороз. При этом заболевании кальций и фосфор «вымываются» из костной ткани. Кости становятся ломкими. Как и в случае с предыдущим примером, воспользовавшись помощью таблицы, можно убедиться, что предрасположенностью к заболеванию остеопорозом будут обладать люди, имеющие второй тип дисбаланса.
Подобные примеры можно привести и с заболеваниями, связанными с дисбалансом микроэлементов. Например, устойчивый недостаток в организме йода может говорить о том, что человек имеет второй тип дисбаланса. В свою очередь, повышенная активность йодосодержащих гормонов щитовидной железы может свидетельствовать о наличии в организме первого типа дисбаланса.
Известно, что так называемые «управляющие» и «сопутствующие управлению» вещества организма — гормоны и ферменты, как правило, представляют собой молекулу белка, в центральную часть которой вставлены несколько атомов конкретного химического элемента. Определив при помощи трансдисциплинарной параметрической таблицы, к какой группе относится этот химический элемент, мы имеем реальную возможность прогнозировать характер возможных изменений практически у каждого гормона и фермента в организме конкретного человека.
После того, как стал «очевидным» порядок взаимо­действия СХЭ в организме, появилась возможность подкорректировать существующие представления о принципах лечения болезней и профилактики здоровья человека. Приведем конкретный пример. Специалисты и пациенты сейчас уверены в том, что чем больше всех микроэлементов будет получать организм, тем лучше. Проверим это утверждение с по­мощью трансдисциплинарной параметрической таблицы химических элементов. Обратите внимание на четвертую строку таблицы. Она полностью составлена из микроэлементов. Теперь проведем эксперимент. Человеку, имеющему второй тип дисбаланса, будем давать витамины в сочетании с микроэлементами кобальтом (Co), никелем (Ni), медью (Cu), железом (Fe) и составим прогноз его состояния здоровья.
Мы уже знаем, что второй тип дисбаланса требует повышенной активности и увеличения числа именно этих химических элементов. Следовательно, организм будет их активно усваивать. Однако, способствуя насыщению организма этими элементами, мы будем провоцировать нарастание величины дисбаланса активности химических элементов в нем. Иными словами, в организме будет происходить последовательное снижение активности химических элементов первой группы и увеличение активности элементов второй группы со всеми вытекающими из этого негативными последствиями: болезнями, осложнениями, лекарс­твенными интоксикациями и т. д.
Однако, если мы поступим иначе, т. е. подберем витамины с микроэлементами, которые относятся к первой группе таблицы — с ванадием (V), хромом (Cr), марганцем (Mn), цинком (Zn), йодом (I), то картина будет иная. Увеличивая число атомов химических элементов, которые в данном организме пассивны, мы тем самым будем постепенно увеличивать их суммарную активность. При этом патологичес­кая активность элементов второй группы будет снижаться. В результате общее состояние организма будет нормализоваться.
Таблицы, подобные трансдисциплинарной параметрической таблице химических элементов, можно составлять и для вирусов, микробов, бактерий, грибков, постоянно находящихся и периодически появляющихся в человеческом организме. Наличие, численность, видовой состав и деятельность этих микроорганизмов является прямым следствием текущего состояния пространства организма. Иными словами, организм прибегает к их помощи, чтобы перевести часть СХЭ в активное или пассивное состояние. То, что ряд веществ, которые получаются в процессе жизнедеятельности этих микроорганизмов, являются токсинами для организма, следует рассматривать лишь как некие «издержки такой помощи». Это обстоятельство позволило предположить, что существующая практика «борьбы» с микроорганизмами зачастую является «борьбой» не с причинами заболевания, а непосредственно с самим организмом.

Заключение
В научно-популярной литературе можно найти много примеров тому, как ученые пытаются обосновать трудности решения проблем современного естествознания. Одни ученые говорят о том, что на некоторые вопросы ответ не будет получен никогда. Другие пытаются объяснить трудности ответов на вопросы «юностью науки» в целом. Трудно понять, какие основания легли в основу этих утверждений. Скорее всего, такие высказывания родились под воздействием личных неудачных попыток познать окружающий мир. Но иначе и быть не могло! Потому что фраза «смотреть и понимать окружающий мир» для обычного человека и ученого конкретной дисциплины имеет принципиально разное значение. Обычный человек воспринимает мир целиком. Ученый видит лишь дисциплинарную картину исследуемой реальности, которую рисуют для него дисциплинарные параметры и характеристики.
Авторы статьи считают, что устранению такого разночтения в восприятии и в понимании окружающего мира будет способствовать трансдисциплинарный научный подход. Основное предназначение трансдисциплинарного подхода состоит в создании на его базе образа Единства исследуемой реальности и методологии ее исследования. С точки зрения Трансдисциплинарности‑4, Единство присуще любому природному объекту. И это обс­тоятельство позволяет применить этот образ и эту методологию для исследования человека. Было показано, как при помощи трансдисциплинарной методологии возникает новое концептуальное и стратегическое решение сложной научной проблемы — понять и объяснить механизм самоуправления химических элементов в организме человека.
Решение этой проблемы позволило по-иному взглянуть на человека в целом и предложить новое объяснение причин, обусловливающих течение хорошо изученных биохимических процессов в организме. Так, например, идея о наличии в организме человека собственных химических элементов и механизма их круговорота позволила получить ответ на вопрос — почему стареет и умирает организм человека, который состоит из «вечных» химических элементов?». Но из «пессимистического» ответа следует оптимистическое следствие, которое состоит в следующем. Нельзя удлинить предельно возможный биологический срок жизни человека. Но можно сохранить организм здоровым, полным жизни и энергии на протяжении всего этого срока, научившись управлять процессом круговорота СХЭ. А это уже немало!
В результате неразрешимая проблема сохранения здоровья и долголетия превратилась из проблемы в задачу, решение которой можно осуществить при помощи методологии дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов. Иными словами, чем скорее начнутся серьезные исследования собс­твенных химических элементов и механизма их круговорота, тем быстрее общество сможет получить эффективные «таблетки от старости» и реально действующие «эликсиры жизни».

В. С. Мокий , Т. А. Лукьянова
By V. Mokiy, T. Lukyanova

Литература:
1. Ленинджер А., Основы биохимии, т. 1–3, М., 1985;
2. Davies P., (1985) Superforce the search for a grand unified theory of nature.
A Touchstone Book Published by Simon & Schuster, Ino. New York
3. Ровинский Р. Е. «Развивающаяся Вселенная».
Издание второе, дополненное, Иерусалим, 2001. www.geocities.com/rovinskii
4. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974
5. Брег П. Позвоночник — ключ к здоровью, M., Диля, 2000
6. А. Воложин, К. Субботин: Ваше здоровье — в ваших руках, Издательский дом, Москва. 1994.
7. Мокий В. C. Основы трансдисциплинарности, г. Нальчик, ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат», 2009 г.
8. Справочник практического врача, 4‑е изд.,
перераб. М.: БАЯН, 1993

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37