object1311732607

ten20x1000

Театр высокой моды семьи Атаевых

ataeva600

В начале пути
Город Кисловодск издавна славится прекрасными видами, которые не оставляют равнодушным никого, кто хотя бы раз в жизни побывал здесь. Именно в этом красивом уголке земли в семье Магомеда Боташева в 1949 году родилась дочь Лариса, которой судьбой был уготован высокий творческий путь на благо служения делу сохранения культурного нас­ледия своего народа, возрождению и приумножению богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства. Заметив творческие способности своей дочери с ранних лет, родители одобрили желание Ларисы заниматься в изостудии при краеведческом музее имени Ярошенко. И не ошиблись. Здесь, в профессиональном кружке, творческие способности девочки раскрылись в полной мере, и по окончании общеобразовательной школы над выбором будущей профессии долго думать не пришлось — Лариса поступила на художественно-графический факультет Карачаево‑Черкесского государственного университета (тогда педагогического института). В 1972 году Лариса успешно окончила институт. Затем вышла замуж, преподавала в общеобразовательной школе. А в 1976 году вместе с мужем Борисом Ахияевичем Атаевым она открыла в городе Усть-Джегуте Карачаево‑Черкесской автономной области детскую художественную школу. Эта школа в дальнейшем благодаря молодой чете Атаевых заявит о себе на всю республику и далеко за ее пределами. А до этого были одиннадцать лет работы в Усть-Джегутинском районном отделе культуры, которым заведовала Лариса Магомедовна, и весьма успешно. За время ее руководства культурная жизнь в районе преобразилась коренным образом: были открыты новые объекты соцкультбыта не только в райцентре, но и во многих сельских населенных пунктах, отдел культуры был укомплектован почти полностью молодыми, увлеченными своим делом специалистами. Этот период жизни для Л. Атаевой не прошел даром. Здесь она получила ценнейший опыт работы с людьми, хороший импульс для дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому в 1988 году, осуществляя вновь руководство детской художественной школой, Лариса Магомедовна в первую очередь внедрила экспериментальную «трех­уровневую» программу обучения Б. Неменского (группа дошкольного возраста, подготовительная группа и основные классы ДХШ), наряду с традиционными предметами, ввела новые предметы: «Графика» и «Мода-дизайн». Надо сказать, что внедрение этих предметов было не экспериментом, а итогом многолетней исследовательской работы Ларисы Магомедовны по изучению народных традиций декоративно-прикладного искусства. Вскоре ею был решен вопрос и производственной структуры — организован учебно-производственный кооператив «Колорит», на базе которого стали обучать надомных мастериц навыкам

изготовления шерстяных изделий в лучших народных традициях. Постепенно база школы расширялась, изделия мастериц обретали славу, а учащиеся стали представлять свои работы на престижных конкурсах, получая заслуженные призы и дипломы. Так, в 2000 году учащиеся художест­венной школы Н. Ткаченко и Н. Ильина под руководством Ларисы Атаевой, участвуя в научной программе молодых исследователей «Шаг в будущее», стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Работа Н. Ильиной была представлена в далекой Бельгии, а Н. Ткаченко и Е. Ильина в качестве поощрения были зачислены в столичный университет без экзаменов.
Ступени успеха
Активная кропотливая работа руководства посте­пенно приносила известность школе и успешный имидж ее руководителю. Лариса Магомедовна дважды (в 1999–м и 2002 году) становилась победителем всероссийского конкурса общероссийской ассоциации женщин- предпринимателей России «Женщина-директор года». А дальше были ступени профессионального роста и развития, участие в престижных конкурсах, высокие творческие достижения, призы и награды. В числе первых были победы на конгрессе молодых исследователей Кавказа «Нарт‑2001», «Нарт‑2002», на международном конкурсе молодых дизайнеров и модельеров «Подиум‑2002» в Сочи и др.
Победитель всероссийского конкурса «Женщина-директор года» Лариса Магомедовна в 2001‑м и 2003 году была делегирована на съезд женщин тюркского мира, который проходил в городе Анкаре, где ее избрали членом Генеральной ассамблеи женщин тюркского мира от карачаевского народа.
Надо сказать, что Лариса Магомедовна помимо своих профессиональных основных обязанностей всю жизнь уделяет много времени и общественной работе, является членом республиканского и Российского комитетов профсоюзов работников культуры, членом Ассоциации женщин-предпринимателей КЧР, членом президиума Союза женщин КЧР.
За вклад в развитие малого и среднего бизнеса в России Лариса Магомедовна награждена дипломами выставки «Промышленный потенциал Юга России», дипломом II международного форума «Малый и средний бизнес — веление времени» (Москва, 2003 г.), дипломом VII международного форума «Мир — Женщины» (Москва, 2004 г.), дипломом IX Международного экономического форума в городе Санкт-Петербурге.
В 2004 году на V Международный конкурс высокой моды национального костюма Лариса Атаева вместе с дочерьми Мадиной и Альмирой представили коллекцию одежды под названием «Истоки» в номинации «Авангард». Коллекция была выполнена по старым добрым традициям в технике «кииз» (некрашеная валяная шерсть). Основная идея коллекции состояла в том, чтобы показать, как старинной методикой обработки шерсти достигается решение современных форм одежды. Идея такого решения была принята с большим интересом, и результат оказался превосходным — принес 1‑е место и Гран-при конкурса.
В том же году на Всероссийском межрегиональном конкурсе моды изделий из пуха и шерсти в городе Урюпинске Лариса Магомедовна заняла 1‑е место.
А в 2005 году на VI Международном конкурсе Высокой моды национального костюма в номинации «Лучший восточный костюм» коллекция одежды Ларисы Атаевой под названием «Восточная фантазия» заняла призовое место.
Успех — это понятие, которое всегда имеет много слагаемых. Будет справедливым сказать, что все эти годы рядом с Ларисой Магомедовной всегда было дружеское плечо мужа и творчес­кого единомышленника Бориса Ахияевича Атаева, чей творческий путь тесно переплетался с творческой стезей супруги. Лариса и Борис Атаевы вместе уже более сорока лет, вырастили детей, уже растят внуков. Борис Ахияевич — заслуженный учитель Карачаево‑Черкесской республики, член Союза художников России, член международной ассоциации «Союз дизайнеров». По стопам родителей пошли и две их дочери Мадина и Альмира Атаевы, дизайнеры-модельеры, члены международной ассоциации «Союз дизайнеров», лауреаты международных конкурсов Высокой моды.

Театр моды Атаевых
ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» — крупный образовательный, технический и научно-исследовательский центр Юга России. Академия имеет большой образовательный потенциал, где трудится увлеченный профессорско-преподавательский состав и обучаются несколько тысяч студентов.
Здесь в 2005 году Лариса Магомедовна организовала и возглавила кафедру «Художественное проектирование». Ее инициативу тогда горячо поддержали в ректорате и лично депутат Государственной Думы РФ Ахмат Чокаевич Эркенов. На базе факультета сейчас созданы дизайн-проекты — республиканский конкурс «Молодой кутюрье» и республиканский конкурс «Молодой дизайнер», в котором уже 5 лет принимают участие молодые дарования из Карачаево‑Черкесии и других регионов России.
О значимости этого проекта для республики говорит тот факт, что он финансируется и поддерживается Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академией, международной ассоциацией «Союз дизайнеров», Союзом архитекторов России, Союзом художников России под патронажем правительства Карачаево‑Черкесской республики. Но внимание и обязывает. Сегодня Лариса Магомедовна вместе со своей семьей и творческим коллективом студентов и преподавателей факультета «Дизайн и искусство» восстанавливают старые забытые и разрабатывают новые технологии изготовления войлока, находят применение ему в современном костюме, трудятся над дизайном, проводят семинары, обмениваются опытом, дают мастер-классы. Для небольшой республики такое направление деятельнос­ти — занятие новое и тем более значимое.
Со временем замечательный творческий коллектив единомышленников и энтузиастов сработался, постепенно перерос в целый театр и стал называться «Театр моды Атаевых». Он существует уже около 15 лет. Театр делает неоценимую работу, представляя республику в России, Монголии, Казахстане, Турции и в других странах. И мало кто догадывается, сколько сил, вдохновения и фантазии приходится вкладывать в каждый выход театра на профессиональный подиум. Но результат себя всегда оправдывает, и не только высокими наградами, но и чувством гордости за служение своему народу, сохранение его самобытной культуры и вековых традиций.
«Известно, что у каждого народа есть свое характерное ремесло; к примеру, хохлома, палех, жестово — эти народные промыслы знают все. У нас тоже есть свое, неповторимое, — говорит Л. Атаева, — это, прежде всего, изделия из шерсти. Наши предки занимались скотоводством, обрабатывали шерсть. Из нее вязали одежду, изготавливали войлочные ковры — кийизы. На уроках дизайна исходным материалом для первых изделий одежды стал войлок. Работы учащихся были отмечены призами региональных, российских и международных конкурсов и выставок».
В новых коллекциях «Театра моды» Атаевых представлены восточные и мусульманские мотивы с использованием эксклюзивной техники «Крейзи» (ручное изготовление особого войлока). Коллекции носят названия «Аджаминай» («Королева войлока»), «Наследие», «Талисман». Сохраняя главный акцент на мотивах национального костюма, сегодня творческий коллектив «Театра моды» и студенты факультета работают в разных направлениях и стилях современной моды.
Коллектив «Театра моды» надеется, что их творческие находки окажут влияние на развитие направления моды в нашей республике и за ее пределами. Действительно, эта коллекция отличается как высоким качеством фактуры, так и оригинальным гармоничным совмещением, казалось бы, несовместимых решений — сочетание традиционного и современного стилей, цветовых оттенков, подобранных с тонким вкусом и изыском. Побывав однажды в «Театре моды», хотелось бы добавить и свое личное мнение как женщины.
Костюмы, демонстрируемые на подиуме стройными девушками, не имели ярких, кричащих оттенков, но в то же время они сразу же приковывали внимание зрителей своей добротностью, практичными и правильными (не вычурными, как часто бывает на подиумах) линиями кроя. А тонко и гармонично подобранные оттенки и детали дополняли картину и придавали особый шарм, словом, увиденное претендовало сразу на классику. Так появились оригинальные, глубоко самобытные коллекции «Из прошлого в настоящее — к вершинам гор», «Золотое руно Карачая», «Охотница», «Сказка Востока» — победители Высокой моды национального костюма.
Сейчас Лариса Магомедовна, заслуженный работник культуры РФ, является председателем международной ассоциации «Союз дизайнеров» КЧР, членом МА «Союз дизайнеров», членом Творческого союза художников России и Международной федерации художников, она — заслуженный директор России, лауреат международных конкурсов Высокой моды, доцент, работает деканом факультета «Дизайн и искусство» Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, несколько лет назад баллотировалась кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.
Решением Совета по общественным наградам МСОО «Лидеры мирового сообщества» в 2012 году международным знаком общест­венного признания «Серебряный голубь» отмечены общественные деятели России, Чехии, Палестины, Карачаево‑Черкесии, Белоруссии, Азербайджана, ТРС Кипра. В числе награжденных и Лариса Магомедовна Атаева.
Успех дизайнерских работ «Театра моды» Атаевых теперь уже является неотъемлемой частью культурной жизни Карачаево‑Черкесской рес­публики. А это возлагает на коллектив театра еще больше ответственности и об этом никогда не забывает руководство театра. Поэтому творческий коллектив мастеров находится в постоянном поиске новых оригинальных дизайнерских решений, пополняется одаренными учащимися художественных школ и студентами — призерами и победителями региональных, российских и международных конкурсов и выставок. Во все времена жизненным кредо Ларисы Атаевой было: «Кадры решают все!». Поэтому с первых дней его создания в театре трудятся люди, которые неравнодушны к культуре и уникальной самобытности своего народа, с энтузиазмом и интересом работают над новыми оригинальными дизайнерскими проектами. Впереди много грандиозных планов и интересных задумок. Пожелаем же семье Атаевых и всему творческому коллективу «Театра моды» высоких вершин успеха и новых побед на подиумах страны и за ее пределами. 

Алла Чотчаева
By Alla Chotchaeva

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37