object1311732607

ten20x1000

Роль женщины в сохранении этно-культурной идентичности калмыков

kalmyky

Ручьев весенних вспомню перекличку,
И Маныч, и тюльпанов красоту,
И чудную улыбку той калмычки,
Которая летела в Элисту.
Микола Лиходид, Запорожье

Женщины Калмыкии играют важнейшую роль в процессе усиления этнозащитной функции культуры своего народа, восстановления и возрождения памятников истории, литературы, фольклора, бытовых, художественных народных традиций...

КАЛМЫКИ — потомки кочевников, средневековых ойратов Джунгарии (ныне — Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Это единственный на европейской территории монголоязычный этнос, живущий на протяжении четырех столетий на Юге России.
Кочевники к женщине относились подчеркнуто почтительно, с уважением. Женщина-мать сравнивалась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничным. Женщина-мать должна была обладать «девятью добродетелями»: «светла и чиста душой и телом; в делах мастерица; любящая и заботливая мать; аккуратная и чистоплотная хозяйка; в супружестве — опора мужу и верная жена; уважительная и почтительная к старшим; доброжелательная ко всем окружающим». К тому же она должна оберегать себя от пяти основных скверн: «не соблазнять мужчин; не завидовать другим; не поддаваться плохим помыслам; не быть жадной; не заниматься пустым ненужным делом». Эти качества прививались девочке в семье с детства.
В силу разных обстоятельств калмыки в своем этнокультурном развитии далеко отошли от своих монгольских истоков, т. к. модернизация общества глубоко трансформировала их сложившуюся веками этнокультурную систему. Калмыков как представителей немногочисленного народа беспокоит, что вследствие кардинальных преобразований общества ассимиляция приведет к их исчезновению, поэтому они пытаются сохранить свою этническую идентичность, свою самобытную калмыцкую культуру. И в этих процессах особую роль выполняют женщины, ибо они хранили и передавали этнические и религиозные традиции, поддерживали межродственные отношения.


Социально-экономические преобразования в стране и их последствия оказали существенное влияние на изменение роли и статуса женщины в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Этой теме посвящено немало работ российских ученых, внесших заметный вклад в изучение гендерных аспектов. Исследованием женских проблем в различных конкретно-исторических и этно-культурных условиях занимались И. М. Семашко, Э.Б. М. Гучинова, А. Н. Седловская, И. А. Снежкова, Е. В. Фадеева.
Вместе с тем, несмотря на солидное количество научных изданий по женской тематике (в большинстве своем исторических и этнографических), недостаточно работ, исследующих участие женщин в современных этнокультурных процессах регионов России. Данная проблема не стала предметом специального изучения и калмыцких ученых. Практически отсутствуют труды, где рассматриваемая тема анализировалась бы с позиций социологической, психологической, философской наук. Актуальность данной статьи заключается в том, что автор с междисциплинарных позиций (этно-социологии, культурологии, искусствоведения, этно-педагогики, фольклористики, социальной статистики) анализирует роль женщины в сохранении этнической идентичности калмыков, развитии их уникальной традиционной культуры. Женщины, как покажет наша статья, делают многое для сохранения этничности своего народа.
Рассмотрим основные роли, выполняемые женщинами в этнокультурных процессах региона. В первую очередь они формируют этническую (национальную) идентичность, воспроизводя этнические и культурные границы между «своими» и «чужими». У калмыков женщина-мать исстари пользуется заслуженным авторитетом, определяет общий духовно-нравственный настрой в семье, именно она является первым и часто главным воспитателем детей, передавая им многовековой воспитательный опыт своего народа.
Следующая функция заключается в том, что женщина «обозначает этнические (национальные) особенности в форме символа национального единства, т. е. ее образ становится важной идеологемой, призванной консолидировать членов группы» [17, с. 110]. Прежде всего, это образ «Родины-матери», которая является первоосновой всего. В одной из калмыцких пословиц говорится «Родина как мать родная, а чужбина словно мачеха» [15]. У каждого народа в течение столетий вырабатывалось особое отношение к материнству как к важнейшей духовно-нравственной ценности, достойной почитания и прославления. В народном творчестве воспет образ матери, ее духовные человеческие качества, прежде всего, доброта. Калмыцкая пословица гласит: «Начало людей — мать, начало воды — родник».
В патриархальном обществе мужчине была отведена роль главы семьи, ее защитника и кормильца, а женщине — хранительницы домашнего очага, матери и воспитательницы детей. Об этой дифференциации сказано в пословице
«Женщина наслаждается домашней жизнью, а мужчина — походной (жизнью в дороге)» [15]. Для женщины муж, мужчина — эрдни (драгоценность). Он — предмет поклонения, и это отношение прививалось женщине с детских лет. Однако у калмыков не было такого обожествления мужа, какое имело место в Индии, не было и строгой изоляции женщины. Женщина у калмыков была полновластной хозяйкой дома («герин кюн»). Все, что выходило за пределы домашнего быта, являлось прерогативой мужчин.
Радикальная смена гендерных ролей в первые годы становления советской страны происходила драматично, как, например, кампания по снятию чадры в Средней Азии и камзола в калмыцких степях. Камзол — элемент женской одежды, который стягивал грудь девочки с юных лет, мешая развитию грудных желез. Калмыцкий писатель А. Амур-Санан в 20е гг. писал: «Девушки переоделись в новые платья, сам факт сожжения камзолов оказывал глубокое воздействие на умы юных и старых калмычек. Он как бы закреплял уничтожение вредного костюма и с ним всех вековых предрассудков, причинявших большие несчастья нашему народу» [3, с. 210]
Модернизирующееся общество (в отличие от традиционного) ориентирует представительниц прекрасного пола на самореализацию в профессиональной деятельности больше, чем в семье. В современной культуре женщина выполняет более широкий спектр социальных ролей: она представительница конкретной профессии и продолжательница человеческого рода. В настоящее время женщины не только матери и домохозяйки, но и работницы, которые наравне с мужчинами вовлечены в экономическую и политическую жизнь общества. Современная калмычка — образованная, целеустремленная, энергичная женщина, которая самостоятельно принимает важные решения в своей жизни, активно участвует во всех общественных сферах [9, с. 6]. По мнению З. В. Сикевич, «доля женщин в общественной сфере (политике, экономике) косвенно свидетельствует об уровне модернизации общества и преодолении традиционных стереотипов» [17, с. 111]. Эту тенденцию можно проследить и на примере Республики Калмыкия. Э.Б. Гучинова констатирует, что
«в калмыцком обществе женщины претендуют на лидерство в семье и стремятся сделать профессиональную карьеру не менее ревностно, чем мужчины» [9, с. 124]. С 2010 по 2012 г. правительство Республики Калмыкия возглавляла женщина, а четыре представительницы слабого пола руководят деятельностью различных министерств (министерство финансов, министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство образования, культуры и науки, министерство земельных отношений), такого никогда в республике не было. На этом примере видим, как постепенно трансформируются гендерные стереотипы, в частности, такой принцип: «политика — не женское дело».
Традиционно за мужчинами и женщинами закреплялись определенные сферы деятельности, виды социальной активности. З. В. Сикевич пишет: «для мужчин естественными считаются занятия, связанные с руководством и творчеством, для женщин — с исполнением и подчинением» [17, с. 108]. Мужчины заняты в системе управления, в производственных сферах, а женский труд представлен в непроизводственных — системе образования, культуры, медицины, социального обеспечения.
Проанализируем вклад представительниц прекрасного пола в двух главных институтах этнокультурной идентификации — системы образования и культуры. Роль женщин Калмыкии в процессе этнокультурной идентификации общества неоценима. Под этнокультурной идентичностью понимаем осознание индивидом, группой своей принадлежности к конкретной общности на основе разделяемой культуры, осознание и психологическое переживание этого единства. Женщины Калмыкии играют важнейшую роль в процессе усиления этнозащитной функции культуры своего народа, восстановления и возрождения памятников истории, литературы, фольклора, бытовых, художественных народных традиций.
Система учреждений культуры и искусства Республики Калмыкия — один из основных институтов этнической социализации — включает в свой состав (на конец 2012 г.) 2 театра, 1 музей, 1 средне-специальное учебное заведение — училище искусств, 157 библиотек, 156 учреждений культурно-досугового типа. Подавляющее большинство работающих в сфере культуры республики составляют женщины, и чаще всего руководителями учреждений в этой сфере на поселковом, районном, городском и республиканском уровнях являются представительницы слабого пола. Женщина руководит деятельностью Национального музея РК — главного хранилища культурного наследия Калмыкии, в котором насчитывается более 52 тысяч единиц хранения. В одиннадцати экспозиционных залах представлены флора и фауна Калмыкии, археология номадических культур Прикаспийской низменности, история, этнография и культура калмыцкого народа, предметы буддийского культа и старо-калмыцкого искусства.
Во главе Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана — крупнейшего информационного и культурно-просветительского учреждения республики — также стоит женщина. Гордость библиотеки составляет фонд редких и ценных книг раритетных изданий XVII–XVIII веков, представляющих большую историческую ценность, памятники старо-калмыцкой письменности. Почти весь коллектив библиотеки состоит из представительниц прекрасного пола, которые активно участвуют в культурной жизни республики, организовывают клубы по интересам, литературно-музыкальные вечера, презентации книг, встречи читателей с творческой интеллигенцией.
Директором Элистинского училища искусств — единственной в республике кузницы кадров системы культуры и искусства — является также женщина. Музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, художественное образование в училище ориентировано на калмыцкие национальные традиции. Здесь получают качественное образование исполнители народной музыки, песни, калмыцкого танца, мастера прикладного искусства. Из стен училища вышло более 3000 специалистов, что позволило укомплектовать профессиональными кадрами детские музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, пополнить коллектив ансамблей песни и танца, оркестров, хоров и других творческих коллективов. Своей деятельностью выпускники, заслуженные и начинающие, воспитывают у зрителей и учеников интерес к культурным ценностям калмыцкого народа, формируют у молодого поколения историческую память, уважение к наследию прошлого, стремление участвовать в возрождении и сохранении самобытной культуры калмыков.
В институциональном отношении современная профессиональная духовная культура складывается из многих составляющих: творчества музыкальных деятелей, художников, писателей и поэтов, журналистов. Далее рассмотрим вклад женщин в развитие музыкальной культуры, декоративно-прикладного, изобразительного искусства Калмыкии.
Представить современную калмыцкую музыку без песен У. Лиджиевой, В. Гаряевой, В. Ильцарановой невозможно, ибо в их пении заложена вся красота степных просторов, мудрость и величие народа. Улан Лиджиева — первая народная артистка Калмыцкой АССР, она оставила богатое песенное наследие. Многие ее песни, ставшие народными, не перестают и никогда не перестанут покорять слушателей своей искренностью, глубиной чувств, задушевностью. В трудные годы сибирской депортации (1943–1956 гг.) калмыки после трудового дня, изнурительной работы на лесоповале собирались у Улан Барбаевны и слушали калмыцкие песни, которые помогли им выстоять, не сломиться. В этих песнях была скрыта несокрушимая сила духа народа [1].
Другая певица, Валентина Гаряева, является первой из калмыков, кому было присвоено звание народной артистки России. Ее творческая жизнь — это целая эпоха в истории калмыцкой песни. Ей, как никому другому, удалось донести до слушателей все богатство народных песен, ут дун — протяжной песни без музыкального сопровождения — и ахр дун (куплеты) под аккомпанемент домбры. В. Гаряева является народной артисткой Калмыкии, кавалером ордена Дружбы народов, лауреатом Государственной премии КАССР им. О. Городовикова, почетным гражданином Республики Калмыкия.
Валентину Ильцаранову, также народную артистку России, ласково называют «степным жаворонком» за ее высокий, чистый, с переливами голос. У нее богатый репертуар самых разнохарактерных произведений музыкального народного творчества, которые во всей красе показывают силу и красоту калмыцких песен. Многие песни, исполненные певицей, стали популярными, среди них «Ээжин дун» («Песня матери»), «Харада» («Ласточка»), «Степной жаворонок», «Элистинский вальс», «Песня дочери степей», «Калмыцкий чай» и многие другие [10]. Татьяна Эвеева — композитор, своим творчеством вносит огромный вклад в развитие искусства Калмыкии. Основу ее музыкального творчества составляют песни на стихи калмыцких поэтов, музыкальные спектакли на основе авторских текстов и сценариев. Эвеева является автором книги из 60 песен на стихи калмыцких поэтов «Хонх цецг» («Колокольчик»), цикла музыкально-литературных пьес, сказок на экологическую тему «Кто разбудил весну?», «Розовый тюльпан», «Детский остров
в океане», музыкально-философской новеллы «Богшурhа» («Воробей»), рассказывающей о животном мире Калмыкии. Татьяна Эвеева создала мюзикл «Бамб цецгяс» («Тюльпаны») — фильм-сказку о степных цветах, включенных в международный проект по защите окружающей среды, где она является одновременно и композитором, и оператором, и сценаристом. Ее музыка пронизана мыслью о том, что надо жить в единении с природой, ведь окружающий мир — общий дом не только для сегодняшних, но и для будущих поколений [18].
Остановимся на анализе роли женщин в развитии таких видов профессиональной культуры как декоративно-прикладное, изобразительное искусство, которые «выступают в качестве культурного символа народа, неся традиционные особенности его художественного мировосприятия» [6, с. 107]. С изменением образа жизни, исчезновением основ номадического уклада ушли в прошлое, перестали использоваться предметы быта (посуда, мебель, утварь) кочевого скотоводческого хозяйства. С конца
80-х гг. ХХ столетия с процессом сохранения этнической культуры, повышением интереса к традиционным элементам материального и духовного наследия предков возрождается, получает новый импульс развития этническая художественная продукция.
И в этом процессе женщины-рукодельницы наравне с мужчинами оживляют этнические традиции, осмысливая и трансформируя их в условиях современной жизни народа. Руками мастериц реконструированы ремесла, издревле бытовавшие у кочевого народа: художественная обработка войлока и ткани, кожи и кости, шитье, вышивка и аппликация народного костюма, представляющие кочевой скотоводческий быт калмыков. Калмыцкие мастерицы также создают разнообразные сувениры из дерева, металла, камня, ювелирные изделия. Произведения из серебра (серьги, браслеты и кольца) Галины Ушановой, повторяющие очертания ойратских украшений, принесенных в начале XVII в. из Джунгарии, известны далеко за пределами республики. [6, с. 113].
В развитии калмыцкого изобразительного искусства важное место занимает творчество художников-женщин: Н. Евсеевой, И. Бадмаевой, Г. Нуровой, Е. Манжеевой, Д. Васькиной, Сангаджиевой и других, которые последовательно идут от этнографической фиксации исторического эпизода до монументального обобщения судьбы народа, от статики фиксированного изображения к динамике творческого осмысления бытия [5, с. 549]. В русле этих поисков калмыцкие художницы в своих произведениях расширяют этническую картину мира, способствуют росту этнического сознания народа.
Творческая деятельность многих представительниц творческой, художественной интеллигенции отмечена государственными наградами. Анализ раздела «Деятели культуры, удостоенные Почетных званий РСФСР и Российской Федерации, Калмыцкой АССР и Республики Калмыкия» книги «Мастера культуры Калмыкии» позволил нам определить, что за период с 1995 г. по 2009 г. одиннадцать женщин удостоены звания заслуженного работника культуры РФ, 41 женщина являются заслуженными артистами РК (что составляет 80,4% от общего числа носителей этого высокого звания), 35 женщин являются заслуженными работниками культуры РК, 3 получили звание заслуженного деятеля искусств РК [4, с. 95 — 170].
Система образования Республики Калмыкия также является основным институтом этнической социализации, который выстраивает эффективную систему культурного возрождения. В большинстве своем она представлена педагогами-женщинами, именно они создают условия для наилучшего восприятия элементов этнической культуры, формирования национального самосознания у молодого поколения. Их педагогическая деятельность направлена на передачу подрастающему поколению уважения к языку и культуре, знания традиций, опыта жизни этноса. На это нацелены образовательные программы «Тодо бичг» («Ясное письмо» — «Старокалмыцкая письменность»), «Основы буддизма», «История и культура родного края», разработанные при участии учителей, успешно преподаются в школах республики с середины 90-х гг. Почти по двадцати предметам региональной направленности, а именно по калмыцкому языку, эпосу
«Джангар», исполнению песен, танцев, знанию пословиц и поговорок и других жанров устного народного творчества, проводятся олимпиады школьников, в которых принимают участие и дети нетитульной национальности.
Учителя калмыцкого языка и литературы разрабатывают, организуют, проводят различные мероприятия, подобные традиционному республиканскому фольклорно-этнографическому фестивалю «Джангрин ачнр» («Внуки Джангара»), который посвящен великому калмыцкому эпосу «Джангар». Учащиеся, готовя творческие работы, исследования, театральные постановки, демонстрируют неподдельный интерес к славному прошлому калмыцкой истории, желание узнать больше об искусстве, быте своих предков, тем самым приобщаются к вечным ценностям и высшим идеалам, оставленным им в наследство. После такой познавательной, плодотворной работы многие участники принимают решение учиться в Калмыцком госуниверситете — в Институте калмыцкой и восточной филологии, на историческом факультете [13, с. 301].
В системе калмыцкого образования и культуры на протяжении последних лет ведется активный поиск новых моделей внутри триады
«Детская школа искусств — ссуз — вуз», ориентированных на сохранение лучших традиций подготовки специалистов в области культуры и искусства и одновременно инновационных по форме. Приоритетным направлением в этой цепочке является поддержка одаренных детей в обучении национальным видам искусства. Поэтому осенью 2010 г. была открыта специализированная школа-интернат для творчески одаренных детей (этно-школа), где большую часть педагогического совета составляют творческие работники, педагоги, воспитатели-женщины.
При отборе учащихся в это образовательное заведение учитываются не только склонность детей к тем или иным видам искусства, но и знание ими калмыцкого языка. В этно-школе дети, прекрасно владеющие родным языком, развивают свои литературные способности, изучают калмыцкую литературу и поэзию, приобщаются к народным калмыцким песням и танцам, осваивают декоративно-прикладное искусство, исполнение эпических произведений.
В том, что в республике наблюдается растущий с каждым годом интерес школьников и молодых людей к изучению истории и культуры народа, своей малой родины, большая заслуга учительского корпуса. Республика высоко, по достоинству, оценивает высокий профессионализм, творческую инициативу, добросовестный труд, патриотизм многих представителей педагогического сообщества республики. Анализ материалов, помещенных в книге «Образование Калмыкии: вчера и сегодня» позволил нам определить, что среди педагогов, носящих звание «Заслуженный учитель Республики Калмыкия», женщины составляют
82,2%. И среди педагогов, заслуженных учителей Российской Федерации, — 76,6% женщин. Проблема сохранения этнокультурной идентичности, несмотря на свою актуальность
и важность, недостаточно исследована в гендерном разрезе. В этом отношении права З. В. Сикевич, считая, что «гендер нельзя анализировать без учета его культурной составляющей точно так же, как этничность не может изучаться без гендерной структуры этнического сообщества» [17, c. 114]. В этой связи проанализируем отдельные результаты анкетного опроса, проведенного в республике отделом социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (КИГИ РАН) в 2010 г. В нем участвовало
283 человека калмыцкой национальности, из них мужчины составляют 47,7%, а женщины — 52,3%. Большинство опрошенных являются студентами калмыцких филиалов московских вузов (МАЭП, МГГУ, МОСУ) очного и заочного форм обучения.
Одна из задач исследования заключалась в определении основных видов идентичности. С этой целью была использована методика, применяемая учеными из Института социологии РАН. Анализ строится на ответах респондентов на вопрос: «Как часто вы ощущаете близость, единство с перечисленными ниже людьми, о ком вы могли бы сказать:
«Это — мы?» (варианты ответов: «часто»,
«иногда», «никогда», «затрудняюсь ответить»). Суммарные данные по позициям «часто»,
«редко» рассматриваются как свидетельство позитивной идентификации [11].
Для сохранения традиционных нравственных ценностей этнос обращается к своим истокам, к неписаным нормам народа, которые «поставляют» носителю культуры те конкретные образы, из которых он исходит при оценке тех или иных явлений. Такие конкретные поучения содержит народный фольклор — пословицы, сказки, поговорки, на которых воспитывается каждый ребенок [17, c. 68]. Один из закрытых вопросов анкеты выявлял, в какой степени калмычки знакомы с различными жанрами богатого калмыцкого устного народного творчества. К сожалению, большая часть современников практически ничего не знает (33,8%) или в минимальной степени (36,6%) знает фольклорные жанры своего народа. В целом женщины лучше осведомлены в этом вопросе, чем мужчины. Более четверти опрашиваемых женщин (27,7%) хорошо знают фольклорные жанры. В анкете они указывали, какими жанрами владеют. Оказалось, что более всего доступны калмыцкие песни, йорялы (благопожелания), далее следуют калмыцкие танцы.
Огорчает тот факт, что знание пословиц, поговорок, сказок отмечено единицами. Женщины, ощущая свою принадлежность к этносу, ориентированы на действие по сохранению этнической культуры, поэтому четверть опрошенных считают, что принадлежность к этносу обязывает придерживаться традиций и обычаев своего народа. И это объяснимо, так как женщины играют важную роль в передаче и формировании этнической идентичности, именно они, воспитывая детей, воспроизводят этнические и культурные границы между «своими» и «чужими» [17, c. 110]. В современной калмыцкой культуре, как и в русской, мать отвечает за воспитание и дочерей, и сыновей, а отец играет вспомогательную роль «дисциплинатора».
Изучение того, что является основной составляющей этнической идентичности у женщин Калмыкии, имеет особую значимость, поскольку этническая идентичность означает не только ощущение людьми своей принадлежности к тому или иному этносу, но и еще то, как они представляют свою республику и как они себя соотносят с ней, насколько происходящие в регионе процессы понятны и близки им» [2]. Основными составляющими этнической идентичности женщин являются такие факторы как «национальные традиции и обычаи» (35,1%), «язык» (27%), «историческое прошлое» (13,5%).

 

С начала 90-х гг. в калмыцкой республике происходят процессы национально-культурного возрождения, наблюдается рост религиозной активности. Специалисты считают, что «очень многим, в особенности женщинам, в период тяжелых испытаний помогла выжить именно вера, обращение к религии. На первых порах активизация религиозного поведения женщин во многом была сопряжена с социальными факторами и являлась своего рода защитной реакцией на экономические проблемы» [2, c. 191].
Результаты опроса показали, что атеистами себя считают лишь единицы анкетируемых (3,4%). Большинство же, 96,6% респондентов, осознают свою сопричастность к религиозной жизни. Пятая часть, 22,3% опрошенных, несмотря на свою религиозность, не вовлечена в жизнь своей конфессии. Обратим внимание, почти четверть анкетируемых (27,7%), затрудняясь в определении своего отношения к вере, все же участвует в жизни общины. Исследователи отмечают, что женщина по-прежнему составляет «массовое поле религиозности», опору и резерв церкви. Ей принадлежит особая роль в распространении религиозного опыта. Часто, даже сами не осознавая этого, женщины являются активными проводниками религиозных знаний и чувств на уровне межличностных отношений, в семье, способствуя сохранению и передаче религиозных традиций из поколения в поколение [8, c. 286].
У калмыков, древнего кочевого народа, одним из составных элементов культурной традиции являются календарные народные праздники, связанные с хозяйственной, трудовой деятельностью и приуроченные к временам года; к зимнему или летнему солнцестоянию. В настоящее время многие калмыцкие традиции, трансформировавшись, нашли свое яркое воплощение в праздниках, обрядах, искусстве, фольклоре, этике и не утратили своего значения в морально-этическом кодексе народа. Народные праздники Цаган Сар, Ур Сар, Зул, возведенные в ранг государственных, получают новый импульс в развитии [12, c. 65]. И в этом процессе важную роль играют женщины, которые на макро-, микроуровнях — региона, муниципалитета, села, организации, семьи — способствуют приобщению социума, прежде всего молодежи, к богатейшему наследию предков.
Испокон веков калмычки занимались воспитанием детей, и, следовательно, именно они хранили и передавали национальные и религиозные традиции. Женщины активно участвовали в подготовке и исполнении семейных, календарных, религиозных обрядов, в поддержании межродственных отношений. Т. Г. Борджанова считает, что «изучение культурного феномена, каковым является обрядовый фольклор, позволяет заполнить имеющийся пробел в знании древних пластов, без чего невозможна подлинная картина жизни этноса» [7, c. 3]. Благодаря женщинам сохранены различные виды традиционной культуры (приготовление различных видов борцоков (мучных изделий), праздничного чая, мясных блюд, подарков для всех членов семьи и родственников), они передают детям знания о ритуалах и обычаях, их смысл и значение в жизни человека, народа. Поэтому среди калмыцких этнографов и краеведов немало женщин, которые своей деятельностью не позволяют бесследно исчезнуть богатейшему культурному наследию предков, которое является важнейшим фактором сохранения этнической идентичности.

Знаток фольклора, заслуженный учитель РФ С. З. Ользеева считает, что устное народное творчество обогащает внутренний мир людей, повышает их интеллект, развивает ум. В 2007 г. она подготовила пособие «Калмыцкие народные традиции» на двух языках: калмыцком и русском. В данной работе во всем многообразии представлены традиции, обычаи калмыков, сведения о быте, старинной кухне, поверья, приметы, благопожелания, особенности взаимоотношений в калмыцкой семье и многое другое [14].
В 2011 г. вышла в свет монография молодого исследователя Т. И. Шараевой «Обряды жизненного цикла калмыков (XIX–начало XXI в.)». В этой работе рассматриваются обрядовые комплексы жизненного цикла калмыцкого народа — родильные, свадебные, похороннопоминальные [19]. Книга молодого ученого-этнографа за короткий период времени со дня выхода стала весьма востребованной не только молодыми калмыками, которые ощущают необходимость в знании традиций и обычаев народа и применении их в повседневной жизни, но и представителями среднего и старшего поколения, которые в силу разных причин оказались вне знаний об обрядовой культуре. Эта книга востребована также и представителями нетитульной национальности, которые охотно приобщаются к калмыцкой культуре.
Безусловно, книги С. Ользеевой и Т. Шараевой необходимы в жизни современных калмычек, которые, несмотря на свою занятость, остаются хранительницами не только домашнего очага, но и в целом элементов традиционной культуры, выполняя главную роль в социализации подрастающего поколения. Эти издания позволяют молодым мамам, молодым бабушкам приобщаться к этнической культуре калмыков, воспитывать почтение к заветам и традициям предков, стремление к поддержанию обычаев, принятие и признание детьми тех ценностей, которые присутствуют в современной калмыцкой культуре.
Наша исследовательская работа показала, что с конца 1980-х гг. представительницы научной, творческой, художественной интеллигенции активно включились в процесс возрождения этнической культуры — традиционного вероисповедания, праздников, исконных традиций, ремесел. Республика по достоинству оценивает вклад женщин в выявлении и конструировании нравственно-этического потенциала калмыцких национальных традиций, передаче их новым поколениям, в сохранении этнической, культурной идентичности калмыков, развитии уникальных и неповторимых этнокультурных ценностей.

Литература
1. Алексеев Т. Исповедь певицы. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006.
2. Анайбан З. В. Женщины Тувы и Хакасии в период российских реформ. — М.: Институт востоковедения РАН, 2005. 243с.
3. Амур-Санан А. М. Мудрешкин сын. М. 1966.
4. Басангов, Балакаева
2009 — Басангов И. Н., Балакаева Н. П. Мастера культуры Калмыкии Элиста: ГУ Издательский дом «Герел», 2009.
5. Батырева С. Г. Изобразительное искусство// История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. В 3 т. Элиста: ГУ Издательский дом «Герел», 2009. Т. 3. 752 с.
6. Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX — начала XX вв. Элиста: АОр «НПП «Джангар» 2006.160 с.: ил.
7. Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. издво, 2007. 592 с.
8. Варзанова Т. И. Религиозные ориентации молодых россиян (возрастной и гендерный аспекты проблемы)//Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М. 1999.
9. Гучинова Э.-Б. М. Постсоветская Элиста: власть, бизнес и красота: очерки социально-культурной антропологии калмыков. СПб.: Алетейя, 2003. 180 с.

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37