object1311732607

ten20x1000

Лестница Иакова в яблоневом саду (К юбилейной выставке Ольги Рыбниковой)

art0025

Уверяю, если бы вы попали на выставку Ольги Рыбниковой «Связь времен», которая прошла с 5 по 15 октября в выставочном зале Московского союза художников (Кузнецкий мост, 20), вы напрочь забыли бы и об осеннем ненастье, и о гнездящихся в глубине души тревожных мыслях, о плохом настроении... Переходя от одного полотна к другому (а их художница выставила ровно сто), начинаешь входить в большой, многоликий и многокрасочный мир, сотворенный кистью Ольги Рыбниковой — философа, гуманиста и доброй феи. Крым, Египет, Север России, Туркмения, Подмосковье, улицы Первопрестольной — таков географический диапазон экспозиции, а ее название — «Связь времен» определяет и историко-метафизический аспект полотен. Первое впечатление, которое, как известно, бывает самым сильным, — притяжение светом, льющимся с картин и выполняющим, пожалуй, главную функцию в раскрытии темы и идеи практически каждой работы.
Солнечный лучистый ликующий поток на акварели «Невеста» занимает всю правую часть картины, фигуры девушек слева выписаны нарочито мягкими мазками, они почти незримы: все внимание зрителя приковывает сияние — так сияет душа юной девушки, перед которой раскрываются поистине необъятные горизонты новой жизни, божественное и телесное единение с любимым, чудо, плодом которого станет их будущее дитя...

Будто антиподом ликующей «Невесте» является другая работа, где возле древней избы сидит не менее древняя старушка со своей Муркой — может, единственным живым существом, которое разделяет ее одиночество.
Но не об этом рассказывает автор, воссоздающий фактуру старого деревянного крыльца, которая дышит, переливается всеми оттенками коричневого и серебристого. Серебристый мазок прошелся и по фигуре женщины, и по спящей кошке. Да, жизнь прожита, но изнашивается лишь физическая оболочка, тонкая духовная ткань бытия трепещет и сквозит в каждом нюансе и каждой детали картины.

Ольга Рыбникова назвала выставку «Связь времен» не случайно — эта тема, на мой взгляд, является доминирующей в ее творчестве, за которым я наблюдаю уже 17 лет, начиная с весны 1996 года, когда впервые увидела ее полотна в Культурном центре египетского посольства в Москве. Их темы были навеяны посещением этой страны. Пирамиды, сфинксы, раскаленные пески — Восток без полутеней, без полутонов, дышащий и пышущий жаром, струящийся от зноя воздух.

Почти осязаемый Восток. Но Рыбникова умеет смягчить и наполнить прохладной (чисто русской) нежностью пейзаж пустыни — на передний план картины «Полдень» она помещает видение — девушку-тростинку в белом одеянии, перед которой предстает еще один мираж — белый верблюд... Что за винегрет? — возможно, возмутится читающий эти строки... Но найдите возможность увидеть эту работу, и вы поймете мастерство художницы, ее доверие к зрителю, которому она предоставляет возможность самому не только трактовать ее замысел, но через чувствование, через свое сердце понять красоту и хрупкость мира в любой точке нашей планеты...

В египетском цикле я сделала для себя несколько открытий, могу поделиться... Начну со знаменитой теперь картины «Утро на берегах Нила». Поначалу тебя захватывает мощная цветовая и световая сила полотна, динамика вертикально-горизонтального мазка. На уровне ощущений — феерия красок, их праздничность и сочность. Переливается многоцветными оттенками река. Но (и это неожиданно!) начинают вырисовываться силуэты домов, дворцов, храмов, минаретов, многократно и миражно отражающиеся в водах и в небесах (даже у безмятежного белого паруса лодчонки тоже есть свой двойник наверху). Кругом разлиты красота, безмятежность, гармония. Город еще не проснулся и чист как ребенок... И первые лучи солнца благословляют его для нового дня чистотой, сиянием, величием мироздания.

Совершенно иной облик города Ольга Рыбникова увидела и запечатлела в картине «Ночной Каир». На полотне доминируют темно-красные, тревожно-пурпурные тона, желтые и рубиновые всполохи, уходящие в черноту ночи. Преобладание резкого горизонтального мазка создает впечатление театральной декорации, извивов темных узких улиц. Художница дает волю своему темпераменту, живописная поверхность бурлит и клокочет. Что же случилось? С одной стороны — «Утро на берегах Нила», написанное нежной кистью коленопреклоненной Рыбниковой, а с другой —ее же «Ночной Каир». Думаю, что это не просто разное время суток, а внутреннее зрение художницы, позволяющее нам через средства изобразительного искусства понять и почувствовать, насколько человек погряз в своих низменных страстях, в пороках, какой ущерб наносит город душе, как преступно портит он дарованный нам свыше чудный и богатый мир, как попирает высшие законы бытия — материального и духовного.

Сопереживание и участие в художественном процессе — такой подарок получает зритель от Ольги Рыбниковой: практически в каждой ее работе нам нужно что-то додумать, догадаться о замысле автора. Особенно много тайн в цикле «Переяславль-Залесский». «Осень. Река Трубеж» — небольшая прибрежная роща, тусклый свет уходящего дня. Но в водах Трубежа — отражение чего-то яркого, светоносного, прекрасного. Батюшки! Да это ж церковь... Ее изображение не вошло в полотно, а в водах Трубежа — ее отражение. Вернее, отражение ее куполов, освещенных закатным солнцем. Вот такой волшебный эффект природы узрела художница, подняв его до философского обобщения: чем выше дух, тем больше солнца и света он получает.

Одна из последних работ Ольги Рыбниковой «Ностальгия по Ферапонтову» поражает своей красотой и монументальностью. Величественный 600-летний монастырь художница увидела отраженным в водах реки, сияющим в утренних лучах солнца. Мы почти не обращаем внимания на контрастность стоящих поодаль приземистых хмурых изб с этим архитектурным шедевром. Однако почему возникает ощущение тревоги при виде могучих стен монастыря, которые вроде как бы начинают расшатываться, будто раскалываться начинает фундамент, их основание? Мы все знаем, что над многими памятниками древности в России нависла угроза исчезновения, какое бедственное положение у многих шедевров архитектуры и старины в нашей стране. Не это ли заметила своим цепким глазом Ольга Рыбникова? Когда я у нее спросила: «А почему зашатались стены и контрфорсы на этой картине — монастырь ждет гибель?», Ольга ответила: «А ты видишь, внизу, в речном отражении — ангелы... Даст Бог, спасется Ферапонтов...» Вот она, свежесть непосредственного поэтического и религиозного чувства...

«Лестница Иакова» — на мой взгляд, самое большое и значимое полотно на выставке. А на нем — только одна яблоня да прислоненная к ней лестница. Еще в левом углу неясно выписанные то ли лестницы поменьше, то ли куски забора-рабицы. Все... Но мастерство Ольги Рыбниковой в том-то и заключается, что все полотно заполнено... Широко распахнула объятия своих раскидистых ветвей яблоня, золотыми бликами сияют листва и налившиеся соком плоды... Еще есть в этой картине невидимое, но угадываемое, возвышенное и возвышающее, тайное, ставшее вдруг явным для внимательного зрителя... Вот он — истинно русский импрессионизм!

В Святом Писании есть легенда о лестнице Иакова — это путь человеческой души к совершенству... Миллиметр за миллиметром, шаг за шагом, преодолевая трудности и преграды в пути, надлежит нам в нашей жизни стремиться только вверх — один неверный шаг, и снова надо начинать этот путь, долгий и мучительный. Извечная тема жизни, смерти, грехопадения решается Ольгой Рыбниковой светло и утешающе нас, грешников...

Уже открытым текстом в своей акварели «Связь времен» Ольга Рыбникова философски и космически масштабно живописует самые вершины духовной жизни мироздания. Центральная фигура — Пресвятая Дева Мария простерлась над всем миром — своим сверкающим плащом с сонмом ангелов она заботливо укрывает и ветки японской сакуры, и египетские пирамиды, и хрупких бабочек. На все льется ее божественный, мягкий мерцающий свет, ее всематеринский призыв: «Берегите, чада мои, свою Землю... Берегите все, что создано вами в веках... Берегите все, что дышит... Берегите свои бессмертные души...» Глядя на картину «Связь времен», невольно вспоминаешь слова великого Василия Кандинского: «Вспышки, подобные молнии, взрывы, подобные «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звезды. Эти вспышки в ослепительном свете вырывают из мрака новые перспективы, новые истины»...

Вспышкой, которая в ослепительном свете вырывает из мрака новые перспективы, новые истины, стала выставка Ольги Рыбниковой «Связь времен». На ее открытии было много народа, много цветов и хвалебных речей самых маститых на сегодняшний день мастеров кисти. Говорили очень точно и искренне о таланте художницы, ее невероятной работоспособности, многотемности и многожанровости ее произведений, о духовной миссии ее творчества, о таинственном свете, наполняющем ее произведения. Вообще, атмосфера вернисажа была тоже наполнена светом — он шел не только от выставленных картин, он шел и от нас, зрителей, на эти полотна. Это можно назвать светом благодарности и восхищения.

Можно восхититься Ольгой Рыбниковой еще и как организатором: устроительство выставки — дело очень тяжелое. В самом прямом смысле. Оформить, перевезти, поднять по крутой лестнице Выставочного центра, разместить в семи залах 100 картин — немыслимый труд. И большая часть ложится на плечи самого выставляющегося. В данном случае — на хрупкие женские плечи. Можно только поздравить Ольгу, она и с этим справилась блестяще, создав особый дизайн выставки, разместив свои работы в органичной гармонии. Ольга Рыбникова подарила настоящий подарок москвичам в эту осень. Спасибо!

Асия Хайретдинова

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37