object1311732607

ten20x1000

Системное решение проблем социально-экономического развития республик Северо-Кавказского Федерального округа

economy

СЛОЖНАЯ И МНОГОФАКТОРНАЯ проблема социально-экономического развития республик СКФО носит системный характер. Это обстоятельство требует поиска инновационного методологического решения данной проблемы. Так, например, с позиции трансдисциплинарного системного подхода сложную многофакторную проблему невозможно решить путем выявления лишь одного «основного звена», за которое можно вытянуть всю цепь проблем. Иначе говоря, экономические проблемы республик СКФО сегодня нельзя решить только притоком инвестиций, считая сам этот «приток и его объем» тем самым «основным звеном». Решение проблемы требует разработки сценария модернизации сразу «всей цепи» экономических отношений и механизмов управления этими отношениями.

Основой такого сценария является, прежде всего, научное обоснование содержания социально-экономического развития, заключенного в следующих составляющих:

—  Концепции социально-экономического развития СКФО и его республик;

—  Социально-экономическая политика СКФО и его республик;

—  Программы социально-экономического развития СКФО и его республик;

—  Инновационных карт (содержательных календарных планов) реализации мероприятий программы социально-экономического развития СКФО и его республик.

Практика показывает, что в республиках СКФО предпочтение отдается программам социально-экономического развития. Считается, что остальные составляющие уже автоматически присутствуют в них. В результате такие программы зачастую имеют внутренние противоречия. Например, программы социально-экономического развития берут курс на высокотехнологичные производства, наукоемкие технологии, а также на снижение безработицы. Но именно высокотехнологичные производства и наукоемкие технологии предполагают вытеснение рабочей силы, заменяя ее промышленными роботами. В программах, как правило, отсутствует научное обоснование естественного характера экономики республики (эволюционного или революционного, интенсивного или экстенсивного). Отсутствие обоснования особенностей инновационной

предрасположенности экономики республики, календарной продолжительности этой предрасположенности толкает руководителей республики, ее ведущих отраслей и производств к введению радикальных инноваций, к которым они не готовы по объективным причинам. И самое главное, программы не учитывают эндемичность как самой республиканской экономики, так и эндемичность экономических отношений горных и предгорных территорий республик СКФО. Следовательно, такие программы показывают недостаточную эффективность, и их трудно подвергнуть научному анализу риска.

Поэтому первым пунктом в сценарии системного решения социально-экономических проблем СКФО является предложение — создать при администрации СКФО «Группу (Отдел) концептуально-методологического обеспечения социально-экономического развития СКФО», сокращенно — ГКМО СКФО. Объединив в своем составе сотрудников заинтересованных

министерств и ведомств республик, а также ученых вузов и специализированных научных подразделений, прежде всего, республик Северного Кавказа, ГКМО смогла бы стать ключевым элементом инновационной инфраструктуры управления социально-экономическим развитием СКФО и входящих в его состав республик. С учетом имеющихся наработок цели и задачи ГКМО могут быть разработаны в предельно короткие сроки. Однако уже сегодня можно говорить, что к ним следует отнести:

—  научно-методологическое (системно-транс- дисциплинарное) сопровождение разработки концепции среднесрочного и долгосрочного процесса социально-экономического развития СКФО и его республик;

—  научно-методическое (системно-трансдисциплинарное) сопровождение экономической политики социально-экономического развития СКФО и его республик;

—  научно-методическое (системно-трансдисциплинарное) сопровождение программы социально-экономического развития СКФО и его республик;

—оперативная разработка и корректировка предложений по активному внедрению инноваций в области управления процессом социально-экономического развития СКФО и его республик.

Как известно, залогом успешного социально - экономического развития является наличие цивилизованного рынка. Что касается цивилизованного рынка, то кроме его нормативно- правового обеспечения в рамках системного сценария модернизации экономических отношений и механизма эффективного управления этими отношениями необходимо выявить и учесть эндемичность каждого рынка территориальной принадлежности. Для этого необходимо провести следующие подготовительные работы:

—  уточнить и принять классификацию рынков СКФО по территориальной принадлежности (городской, районный, республиканский, региональный, рынок СНГ, рынки дальнего зарубежья);

—  детально проработать и научно обосновать структуру республиканских внутренних рынков территориальной принадлежности СКФО;

—        выявить номенклатуру промышленной продукции каждого республиканского рынка территориальной принадлежности по населению и корпоративным потребителям (предприятия, индивидуальные предприниматели и т.д.);

—  определить возможные объемы промышленной продукции республиканских рынков территориальной принадлежности, а также стимуляторы их постоянного роста;

—  определить номенклатуру ожидаемой или желаемой промышленной продукции по республиканским рынкам территориальной принадлежности;

—  выявить номенклатурные особенности промышленной продукции республиканских рынков территориальной принадлежности;

—  разработать перечень необходимой промышленной продукции и сформировать потребительскую «корзину» продуктовой и промышленной продукции республиканских рынков территориальной принадлежности.

Удалось выявить большую заинтересованность преподавателей и студентов вузов, принять участие в сборе и обработке сведений, способствующих формированию республиканских рынков территориальной принадлежности. Поэтому вовлечение в работу преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся

научно-исследовательской деятельностью, окажет существенную помощь работе ГКМО СКФО, а также усилит общественный интерес к решению социально-экономических проблем в республиках СКФО.

Вышеперечисленные работы позволят выявить основные направления господдержки предпринимательства, софинансирования развития отдельных отраслей, что позволит избежать свойственного в этих случаях распыления бюджетных средств.

Параллельно с работой по формированию цивилизованного рынка СКФО (республиканских рынков территориальной принадлежности) необходимо провести работу по формированию полностью адаптированных к его условиям и правилам, участников. В данном случае речь идет о необходимости формирования инновационной инфраструктуры республиканской экономики. Под инновационной инфраструктурой в данном случае следует понимать совокупность подразделений технопарков, бизнес-инкубаторов и республиканского промышленного инкубатора. Среди этих подразделений наиболее известны технопарки и бизнес-инкубаторы. Их деятельность регламентирована российским и республиканским законодательством. Идея формирования республиканского промышленного инкубатора использована впервые. В состав республиканского промышленного инкубатора должны входить предприятия заданной конкурентоспособности и технико-технологические центры (схема № 1).

Предприятия заданной конкурентоспособности по замыслу их создания должны стать эталоном предприятий цивилизованного рынка. Термин «заданная конкурентоспособность» подразумевает, что эти предприятия изначально ориентированы на определенный республиканский рынок территориальной принадлежности. В их задачу должна входить наработка способов ведения успешной экономической деятельности в условиях эндемичности республиканской экономики. По идее, предприятия заданной конкурентоспособности должны стать центрами формирования идеологии, культуры и психологии цивилизованного рынка. Они должны формировать носителей этой идеологии, культуры и психологии — молодых специалистов, полностью адаптированных к условиям и требованиям мирового рынка, потребность в которых многократно возрастает после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кроме того, в рамках предприятий заданной конкурентоспособности удастся соединить административный, финансовый, структурный, технологический и рыночный ресурсы республик, направляемые на развитие промышленности, и максимально эффективно их использовать (схема № 2).

Технико-технологические центры представляют собой специализированные подразделения. Их целью является обеспечение полного сервисного обслуживания промышленных предприятий, предприятий заданной конкурентоспособности, предприятий малого бизнеса, индивидуальных товаропроизводителей республики. Зачастую невысокая эффективность деятельности товаропроизводителей связана с непрофессиональной организацией и ведением экономической деятельности. Поэтому номенклатура услуг технико-технологических

центров включает в себя все, с чем может столкнуться товаропроизводитель: от составления бизнес-планов до услуг инструментального производства; от проведения маркетинговых исследований до организации подготовки и переподготовки рабочих и служащих; от экспертизы и патентования новых видов промышленных товаров и услуг до их практического внедрения; от подготовки и сдачи налоговых деклараций до проведения ежегодных ревизионных проверок. После заключения договора технико-технологический центр соответствующего уровня становится бизнес-партнером товаропроизводителя. В таком партнерстве товаропроизводитель получает возможность сконцентрироваться на производстве высококачественной продукции, в то время как его партнер получает право разделить с ним не только прибыли, но и ответственность за возможные финансовые риски (схема № 3).

Подразделения республиканского промышленного инкубатора должны быть, с одной стороны, подконтрольны научно-техническим Советам соответствующих республиканских министерств. С другой стороны, чтобы обеспечить непрерывную связь науки с производством, необходима их подконтрольность ГКМО СКФО.

Количество технико-технологических центров и предприятий заданной конкурентоспособности должно определяться целесообразностью и объемами потребностей хозяйства и жителей республики (схема № 4).

Основные элементы инновационной инфраструктуры экономики России создавались и продолжают создаваться по инициативе государства. Поэтому стремление республик искать и осуществлять собственные реальные попытки выхода из дотационного состояния посредством создания и развития своей инновационной инфраструктуры позволит реально рассчитывать на финансовую помощь федерального Центра в рамках создания специального «Фонда содействия реформированию и развитию экономики республик СКФО».

В случае достижения положительных результатов, выражающихся в сокращении величины дотаций бюджета республик, отработанный механизм реформирования промышленности и организации республиканских рынков территориальной принадлежности может быть использован для внедрения в республиках, краях и областях других федеральных округов России.

Владимир Мокий, Михаил Мокий
By Vladimir Mokiy, Mikhail Mokiy

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37