object1311732607

ten20x1000

Синтез против кризиса

art

ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ (от 30 до 60-70 лет) значительно колеблется в зависимости от индивидуальных личностных особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и, вопреки паспортному возрасту, не сменяется старостью. Часть исследователей полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета, человек прекращает свое развитие и останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности, при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит, происходит депривация таких мотивов как согласие с миром и способность быть самим собой, что оборачивается потерей смысла жизни.

Одно из последствий кризиса среднего возраста — феномен профессионального «выгорания» (эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение ощущения личной успешности). К числу выявленных предпосылок «выгорания» относятся неуверенность в себе, нетерпеливость, сильная потребность в одобрении и контроле, неумение абстрагироваться от работы, недостаток обратной связи, взаимное недоверие. Многие эти проблемы могут разрешаться с помощью арт-терапии. Эффективнее всего с применением синтеза искусств. С его помощью достигается решение нескольких задач: активное развитие креативности и как следствие — защита от «выгорания», нахождение новых путей для самореализации и затем самоактуализации человека после вывода из кризиса. Искусство как иерархически возвышенное и тонкое выражение проблем бытия имеет свои законы, обладает своим пространством и временем, имеет особую структуру формы и способы материального разрешения проблем. Одно из определений, данных искусству, звучит так: искусство — это концентрированное, допускающее передачу другим выражение эстетического видения мира человеком. Освоение разных искусств помогает обрести объемное видение мира. Общим для многих видов художественной деятельности является то, что они заставляют остро ощутить сложность и многоаспектность жизни, не дают простых рекомендаций, отличаются возможностью многообразных ее истолкований. Любое искусство — это система знаков, которая обнаруживает общую природу всех искусств, что является основой их взаимодействия, интеграции и синтеза.

Обучение живописи, поэзии, сценическим искусствам позволяют помочь людям, испытывающим кризис среднего возраста со всеми его последствиями, найти себя, свой смысл жизни. Настоящее искусство как раз и помогает в этом. По выражению философа Ролана Барта, искусство «чревато смыслами» и смыслов в нем хватит на всех нуждающихся.

В арт-терапии социально не защищенных групп важен процесс творчества, а в работе с членами производственных, научных и других коллективов, особенно тех, что занимаются менеджментом и т.п., важен и результат: он закрепляет развитие креативных способностей, влияющих и на эффективность творческого труда, и на способность вырабатывать защиту от «выгорания» и как главный результат — самоактуализация.

Небольшое лирическое отступление. Дмитрий Быков в июньском номере журнала «Сноб» за 2013 год написал: «Профессиональный управленец не тот, кто умеет убедительнее наорать на подчиненного, а тот, кто сам умеет делать дело лучше подчиненного. Вот почему большинство российских менеджеров гениально научились пить кровь и выжимать пот из работника, но в отсутствие этого работника совершенно беспомощны. Трагедия России в том, что подавляющее большинство ее сегодняшнего населения — непрофессионалы. У них нет фундаментальных знаний ни в какой области, кроме выживания. Это антипрофессия, если хотите, школа вранья и конформизма. И еще — нравственность может быть только у человека, привыкшего отвечать перед собой и людьми, а школой такой ответственности представляется мне только профессия, опыт умного, сознательного, любимого труда».

У нас в проекте работают только профессионалы, которые дают основы искусства в первую очередь как ремесла. Слушатели получают реальные знания и умения — учатся писать стихи и писать картины маслом, изучают основы сценического движения и сценической речи, занимаются хоровым исполнением вокальных произведений. Здесь речь не идет о создании выдающихся произведений искусства, а скорее об импровизации, спонтанном «джазовом» самовыражении человека, знакомящегося с азами различных искусств. Одновременно проходит тестирование на предмет, в каком искусстве клиенту лучше практиковаться в дальнейшем для получения сначала предпрофессиональных, а затем и профессиональных навыков. Каждое занятие заканчивается разбором дня и специальной психотерапевтической беседой.

Занятия творчеством развивают не только эстетическую ориентацию, но и самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, способность рисковать. Программа «Синтез против кризиса» помогает человеку обрести инструменты самопознания, открывает пути развития художественной чувствительности, способствует личностному росту и формированию жизненной стратегии, в которой чем больше сущностных сторон (дружба, любовь и т. д), тем меньше его экзистенциональные проблемы.

Слово участникам программы «Синтез против кризиса»: новый опыт, новые впечатления.

В ноябре 2011 года мы отправились в арт-тур (программа «Синтез против кризиса») в Суздаль.

Тур был долгожданным, хотелось научиться писать пейзажи. Город потряс меня своей стариной, количеством церквей и монастырей, своей духовностью и первозданностью. Создавалось ощущение, что ты перенесся в то давнее время, что ты боярыня и едешь в карете или же простая деревенская девушка в русском сарафане и венке полевых цветов, гуляющая по полям и раздольям земли русской...

В поездке я познакомилась с удивительными творческими людьми — музыкантами, поэтами, художниками. Общаясь с ними, обогащаешься духовно и понимаешь, что есть еще куда развиваться и над чем работать творчески, а то всю жизнь карьеру делаем, надоело — сил нет!

Давно собирались семьями на нескольких машинах съездить в Суздаль. Теперь по проторенной дорожке можно везти мужей и детей — поедем обязательно!

В эти поездки собираешься с большим вдохновением, потому что не только едешь за новыми знаниями о российских городах, новыми впечатлениями, но самое главное — на пленэр. В Тарусе неожиданно для себя мне удалось сменить палитру.

Она заиграла новыми красками. То ли Ока тому причиной, то ли настроение, то ли сама меняюсь от пейзажа к пейзажу...

С нетерпением ждем следующей поездки!

Арт-тур программы «Синтез против кризиса» становится доброй традицией, входит сказкой в мою жизнь. Ведь так просто сесть в машину и на весь день уехать в путешествие по новым местам. Однако в Москве, как правило, гуляем все в тех же знакомых парках, потому что все время в каком-то рабочем графике — даже в выходные дни мы не позволяем себе расслабиться.

Занятие живописью переворачивает сознание, ты смотришь на вещи под другим углом, ты начинаешь ВИДЕТЬ природу и окружающий мир, а в новой компании всегда учишься чему-то новому.

Абрамцево оказалось небольшой усадьбой. Очень приятное место для прогулки. Мы посетили все музеи на ее территории, погуляли по парку, сделали фотографии. На экспозиции «Русские художники» внимательно рассматривала зимние картины Грабаря и Кончаловского. Сразу после посещения музея состоялось самое интересное для меня в поездке — это первый в моей жизни зимний пленэр!

Резюме: новые места, новый опыт, новые впечатления, новые приятные знакомства...

После поездки, уже дома, написала абрамцевские березы.

Юлия И.

Я научился рисовать!

Вот уже много лет я собирался начать писать масляными красками. Но все как-то не удавалось выкроить время. Совсем недавно я наконец решился. Нашел по Интернету ближайшее к моей работе место, где этому учат, — Центр зрелищных искусств при выставочном зале «Ходынка». Созвонившись с Центром, я хотел узнать, можно ли мне попробовать начать писать масляными красками, и когда мне предложили начать заниматься этим немедленно, я приехал, мы с мастером прошли в мастерскую и, как выяснилось, пробовать самому, не зная азов, оказалось сложновато, и мы начали работать вместе: художник — над своей картиной, а я — над своей.

Не буду описывать весь процесс, но хочу поделиться впечатлениями: процесс настолько меня увлек, что о времени я забыл, о нем напомнил звонок супруги. Прошло всего 2 часа, а работу над своими картинами мы почти завершили.

То новое, а точнее, хорошо забытое состояние творческого возбуждения, я не испытывал со времени юности, с тех пор, как пел в детском хоре, как будто вдохнул свежего воздуха, увидел часть какой-то новой свободной жизни, а все оттого, что я всего лишь нарисовал пусть маленькое, но свое «произведение искусства».

Развернув дома небольшой по размерам, но огромный по эффекту воздействия на меня как на автора «шедевра», я произвел неизгладимое впечатление и на своих домашних, теперь они называют меня пусть начинающим, но «творцом»!

Хочу продолжать рисовать, так мы и договорились с моим наставником, руководителем программы «Синтез против кризиса», а заодно и директором выставочного зала «Ходынка» Олегом Федоровым.

Игорь С. Москва. 13 октября 2013 г.

Занятия в студии «Ходынка», которые были частью проекта «Синтез против кризиса», дали мне возможность раскрыться как творческой личности, попробовать себя в разных областях искусства, самореализоваться. Но думаю, что имеет смысл рассказать все по порядку.

Современный человек, находящийся в условиях городской форсированной жизни, отягощенный созерцанием урбанистических пейзажей и обремененный каждодневной рутинной работой в офисе, постепенно превращается в «зомби», отдающего всю свою энергию на зарабатывание денег и на их трату. Тем не менее, человек не теряет потребности в духовной пище. Вот студия при «Ходынке» и стала для меня таким местом, где эти потребности можно было реализовать.

Занятия в театральной студии, уроки художественного слова, игры на гитаре, фотография, кино, поэзия — мне, как и другим участникам курса, была предоставлена возможность попробовать себя в разных искусствах. Действительно, взрослому человеку труднее всего начать заниматься чем-то новым, и мы часто слышим от своих знакомых: «Из меня бы получился прекрасный артист (художник, поэт, музыкант и пр.), но время потеряно, поздно уже учиться!». В то же время в каждом из нас заложен огромный потенциал, о котором мы даже не подозреваем. Подобные занятия помогают раскрыть этот потенциал как молодым, так и уже взрослым, вполне состоявшимся людям. В каждом из нас живет частичка актера, поэта, музыканта, художника. Практические уроки помогли мне расширить границы самопознания, заставили поверить в себя.

Поверить в себя — это значит убедиться в том, что ты на все способен. И это убеждение начинает распространяться на все сферы жизни — семья, работа.

Кстати, относительно работы можно сказать, что значительно возрос уровень креативности. Имеется в виду способность многостороннего подхода к решению творческих задач. Работа в студии стала как бы учебной моделью восприятия жизни: имеет смысл смотреть на себя и все окружающее с разных сторон, не идти по узкой колее, проторенной дорогой и т.п., искать различные ключи к решению проблем, производственных и жизненных.

В завершение хочу сказать, что после курса «Синтез против кризиса» я решила сменить профиль трудовой деятельности, получила второе высшее образование — переквалифицировалась в дизайнера-полиграфиста, начала изучать языки: английский и итальянский, занялась восточными танцами и в конце концов вышла замуж, родила ребенка.

Вот так «Ходынка» повлияла на мою жизнь.

Ольга Т.

Дадим слово преподавателям программы «Синтез против кризиса», которые побывали на ней (и в этом одна из особенностей программы) еще и в роли клиентов.

Опыт творческого экспромта

Очень интересно было открыть много нового в своих старых знакомых и приобрести новых друзей. Я профессиональный литератор, но в юности пытался рисовать, очень приятно было через 20 с лишним лет вспомнить это забытое ощущение и буквально за пару часов научиться профессиональным приемам работы с масляными красками. А написанный мной натюрморт стал прекрасным подарком жене — намного ценнее гжельского сувенира, который купил в музее «Абрамцево».

Дух творческого соревнования в литературных импровизациях позволил каждому блеснуть своими знаниями и оригинальным подходом к драматургии.

А вот работа над спектаклем по коллективному сценарию объединила всех в единую команду. Импровизированные подмостки оставили каждому возможность проявить свою индивидуальность, не забывая при этом, насколько важно придерживаться сценария, оставаясь в пределах избранной роли, насколько важно внимательно слушать и четко исполнять установки режиссера.

Вечернее чаепитие с беседой «Комплименты по кругу», когда каждый говорил о каждом, но только хорошее, принесло немало приятных минут. Для меня важнее была возможность извиниться перед друзьями за давние обиды, невзначай нанесенные в дружеских баталиях. Сказать им в совершенно неформальной обстановке те хорошие слова, которые не было повода произнести даже в праздничных застольях.

Опыт творческого экспромта во всех видах искусства, опыт поиска компромиссов в командной игре, приобретенный во время поездки, помог мне более гибко воспринимать окружающий мир, напомнил об огромных творческих возможностях коллективного «мозгового штурма» в решении любых трудностей.

Александр Ч.

Зарядиться творческой энергией

.. .Люди раскрывались на программе совершенно неожиданно. Вот что хочу сказать по поводу заключительной его фазы.

Умение говорить комплименты, причем делать это совершенно искренне, необходимо в нашей с вами повседневности. Делиться с окружающими тебя людьми хорошим настроением, получая обратно заряд позитивной энергии, — что может быть лучше? А это очень помогает в жизни, особенно в сложных ситуациях. Так что занятия по программе «Синтез против кризиса», несмотря на плотный временной график и жесткий ритм, в конце концов приносит массу положительного. Это— как зарядиться от аккумуляторной батареи искусства духом творческой энергии. И этого заряда, уверяю вас, надолго хватает.

Дмитрий Г.

Обретение гармонии

В проекте «Синтез против кризиса», на мой взгляд, — все приметы творческого и человеческого счастья. Да-да, именно так. Ибо этимологически «счастье» восходит к «сочетанию всех частей», т. е. цельности пребывания в «здесь и сейчас». Пожалуй, это ключевое слово и основополагающая цель — обретение гармонии как в самом себе, так и в среде соратников, пусть и временных.

В каждом человеке живет возможность и стремление созидать. Кто-то культивирует это в себе на уровне профессии, кто-то, обретя себя в иной социальной проекции, только смутно подозревает об этом, для кого-то это—хобби. Но с тем, что любая сфера человеческой деятельности требует творческой инъекции, вряд ли кто-то поспорит.

Очарование замысла состоит не просто в синтетизме жанров, а, скорее, в их последовательности, где творческие усилия предполагают некую экспоненту, в высшей точке которой лежит самый всеобъемлющий и ресурсоемкий жанр — искусство театра, где играют все без скидок на профильность образования и внутренние комплексы.

По сути, сверхзадачей проекта является срывание шор и барьеров, мешающих воспринимать мир и себя в мире так, как в нас изначально заложено природой. Я более двадцати лет посвятил служению сцене в частности и искусству вообще и думал, что мой творческий КПД достиг своего

потолка. После выезда в Абрамцево я понял, насколько ошибался. И рад это осознавать.

Максимилиан П.

Хроника жизни проекта «Синтез против кризиса»: встреча преподавателей

б сентября 2013 г. прошла встреча преподавателей проекта «Арт-синтез». В ней принимали участие: Максимилиан Потемкин (литература), Иван Максимук (дизайн), Хачатур Maкарян (живопись), Диана Кузнецова и Сергей Ульяненков (театр), а также Евгения Кожевникова (в качестве клиента) и Олег Федоров (руководитель проекта).

Встреча была посвящена информированию преподавателей о проектах ЦЕЗИС и «Синтез против кризиса» и их роли в проектах. Участие этих преподавателей в ЦЕЗИС осуществляется на территории Ходынки на регулярной основе по договорам, а также работе в платных профильных студиях. Главное в их текущей деятельности — отработка методик для проекта «Синтез против кризиса».

Корневым понятием, которое легло в основу тренинга Дианы и Сергея, было действие. Как часто нам нужно молчанием сказать больше, чем мы можем сказать словами? Насколько важно нам почувствовать силу своих слов и направить ее на человека, с которым мы разговариваем? Не приходилось ли нам истово убеждать собеседника, по-разному используя и произнося одни и те же слова?

Занятие затрагивает такие фрагменты нашей повседневности как публичные выступления, презентации и продажи своих идей, произведение желаемого впечатления на собеседника.

Конечно, преодолеть весь внутренний дискомфорт и неуверенность за одно занятие не получится, как и не получится научиться посылать правильный сигнал собеседнику — это все-таки вопрос долгой работы над собой. Тем не менее, у этого занятия есть значительный положительный эффект. Во-первых, конкретнее и четче осознаешь слабые места своей коммуникации и владения силой убеждения. Актеры, ведущие занятие, могут дать профессиональную обратную связь по этому вопросу. Во-вторых, это возможность поиграть и побыть ребенком. Конечно, не у всех сразу получится расслабиться и отдаться занятию, но в процессе

придет ощущение некоторой легкости, а это действительно важно в условиях постоянного стресса и загруженности головы разными проектами и проблемами. Наконец, в-третьих, это занятие — возможность преподавателям увидеть друг друга в новых обстоятельствах, укрепить свою связь, познакомиться поближе и в итоге получить эффект синергии от синтеза искусств.

Более развернуто о значимости всей команды проекта по итогам занятий высказался Иван Максимук. Участие всех преподавателей во всех занятиях проекта позволит им самим ощутить синергетический эффект, поможет в личностном и профессиональном развитии, а также сблизит всех как команду.

Он также сделал акцент на том, что потенциальным клиентам будет интересно увидеть в рекламных роликах уникальность проекта, одна из главных особенностей которого — погружение клиента в атмосферу сотворчества. И еще им интересно будет увидеть преподавателей в роли клиентов. Сегодня это были литератор и художники на занятии у актеров. В следующий раз все поменяются ролями. Когда клиенты увидят, во-первых, как реально проходят занятия, и, во-вторых, как непосредственно и живо ведут себя преподаватели в условиях различных искусств, то скорее проникнутся симпатией к составу команды проекта, и это будет еще одним поводом принять участие в программе «Синтез против кризиса».

Заключение

Проект «Синтез против кризиса» создает предлагаемые обстоятельства в игровой, непринужденной атмосфере, в которой любой, имеющий желание, может определить для себя путь к самореализации, в том числе и с помощью искусства.

Приложение

Восемь правил нью-йоркского дизайнера Милтона Глейзера, который создал огромное количество шедевров графического дизайна, в том числе знаменитый логотип I V NY.

1. Работайте только с теми, кто вам нравится.

Когда я начинал, думал, что профессионализм — это умение работать с любыми клиентами. Но с годами стало понятно, что самый осмысленный и хороший проект был придуман для тех заказчиков, которые впоследствии стали моими друзьями. Похоже, что симпатия в нашей работе гораздо важнее профессионализма.

2. Если у вас есть выбор, не «устраивайтесь» на работу.

Однажды я услышал интервью с замечательным композитором и философом Джоном Кейджем. Ему было тогда 75. Ведущий спросил: «Как подготовиться к старости?». Я навсегда запомнил ответ Кейджа: «У меня есть один совет. Никогда не ходите на работу. Если в течение всей жизни вы каждый день ходите в офис, однажды вас выставят за дверь и отправят на пенсию. И тогда вы уж точно не будете готовы к старости — она застанет вас врасплох. Посмотрите на меня. Я до сих пор сочиняю музыку. Жизнь не изменилась после того, как я стал стариком».

3. Избегайте неприятных людей.

Это продолжение первого правила. В 60-х работал психотерапевт по имени Фриц Перле. Он предположил, что во всех отношениях люди либо отравляют жизнь друг друга, либо подпитывают ее. При этом все зависит не от человека, а именно от отношений. Знаете, есть простой способ проверить, как влияет на вас общение с кем-нибудь. Проведите с этим человеком некоторое время, поужинайте, прогуляйтесь или выпейте вместе по стаканчику чего-нибудь. И обратите внимание на то, как вы будете чувствовать себя после этой встречи — воодушевленным или уставшим. И все станет понятно.

4. Опыта недостаточно.

Я уже говорил, что в молодости был одержим профессионализмом. На самом же деле опыт — это еще одно ограничение. Если вам нужен хирург, вы, скорее всего, обратитесь к тому, кто делал именно эту операцию много раз. В творческой работе все наоборот — хорош тот, кто не повторяет за собой и другими.

5. Меньше не всегда лучше.

Все мы слышали выражение «лучше меньше, но лучше». Это не совсем правда. Одним прекрасным утром я проснулся и понял, что это, скорее всего, полная чушь. Оно, может быть, звучит неплохо, но в нашей области этот парадокс не имеет смысла. Вспомните про работы Гауди, разве в их случае «меньше» было бы лучше? То же самое можно сказать про стиль артнуво и много что еще.

6. Образ жизни меняет образ мышления.

Мозг — самый чуткий орган в нашем теле. Он наиболее подвержен изменениям и регенерации. Несколько лет назад в газетах мелькала любопытная история про поиски абсолютного слуха. Как известно, он встречается редко даже среди музыкантов. Не знаю, как, но ученые выяснили, что у людей с абсолютным слухом другое строение мозга — каким-то образом деформированы некоторые доли. Я уверен, что и рисование влияет на мозг не меньше, чем занятия музыкой. Но вместо слуха мы развиваем внимание. Человек, который рисует, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а это не так просто, как кажется.

7. Это неважно.

Однажды мне подарили книгу Роджера Розенблатта «Старейте красиво». Название мне не понравилось, но содержание заинтересовало. Самое первое правило, предлагаемое автором, оказалось лучшим. Оно звучит так: «это неважно». Следуйте этому правилу, и оно прибавит к вашей жизни десятилетия. Неважно, опаздываете вы или приходите вовремя, тут вы или там, промолчали ли вы или сказали, умны вы или глупы. Неважно, какая у вас прическа и как на вас смотрят ваши знакомые. Повысят ли вас на работе, купите ли вы новый дом, получите ли Нобелевскую премию — все это неважно...

8. Сомнения лучше, чем уверенность.

Все говорят о том, как важна уверенность в том, что ты делаешь. Мой преподаватель по йоге как-то сказал: «Если вам кажется, что вы достигли просветления, вы всего лишь уперлись в собственные рамки». Это верно не только в духовной практике, но и в работе: совершенство — это бесконечное развитие. Я нервничаю, когда кто-то верит во что-то безапелляционно...

P.S. № 1. Пару лет назад я прочел у Айрис Мердок лучшее определение любви: «любовь — это крайне сложное осознание того, что кто-то кроме нас реален».

Олег Федоров
By Oleg Fedorov

Сотрудничество

Международный журнал культурной и деловой жизни "Золотая площадь" пргиглашает к сотрудничеству компании и частных лиц. Вы можете размещать рекламу на страницах печатного издания и в электронной версии журнала в виде рекламных материалов, баннеров, видеороликов, по лучшим ценам и на лучших условиях.

Читать...

О нас

«Золотая площадь». Международный журнал культурной и деловой жизни.
The Golden Plaza. International Magazine of Culture and Business.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации:
Москва, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Эл № ФС77-49585 от 24 апреля 2012 г.
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович.
Главный редактор журнала «Золотая площадь» Аппаев Билял Добаевич.
Издатель: индивидуальный предприниматель Эркенов Рашид Адамович. Адрес издателя: 369380, КЧР, Малокарачаевский район, с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.

Контакты

filePxZu

Адрес редакции:
Россия, 369380, КЧР
Малокарачаевский район
с. Учкекен, ул. Ленина, 89а.
email: info@goldenplazamagazine.ru
Тел. 8 87877 2-55 37